Ложится мгла на старые ступени
Чудаков, А. П.
- Категория: Личное мнение
- Автор: А.Г. Дарутина
- Примечание: 16+
Просмотры: 2105
Обзор
Чудаков, А. П.
Ложится мгла на старые ступени [Текст] : роман-идиллия / Александр Чудаков ; [худож. В. Калныньш ; ред. Т. Тимакова]. - [5-е изд., стер.]. - М. : Время, 2012. - 638, [2] с. : [5] л. фот. - (Самое время!). - Лауреат премии "Русский Букер десятилетия". - ISBN 978-5-9691-0801-1 : 416-79.
Местонахождения книги: Зал художественной и детской литературы Центральной городской библиотеки
Главный герой - Антон, мальчик из интеллигентной, образованной семьи. Это история – воспоминание о его детстве, взрослении. Повествование ведется то от первого, то от третьего лица – прием, который позволяет автору находится вовне и внутри действия. Александр Чудаков тонко передают атмосферу военно – послевоенной эпохи и колорит небольшого городка, расположенного на границе Сибири и Казахстана. Купание в озере Чебачинска, катание с горки, зачитывание перед взрослыми газеты… Но главное – это люди, которые его окружают - сапожник Каблучков, кондитер Карл
Иоганович Федерау, граф Шереметьев, отец, мама и, прежде всего – дед, оказавший на него сильнейшее влияние. Автор описывает его с любовью и уважением как человека, имеющего энциклопедические знания, широкий кругозор, обладающего собственной жизненной позицией, точкой зрения и оценкой происходящих в стране событий: «Советскую прессу дед почти не читал, но сведения о состоянии сельского хозяйства и биологической науки как-то стекались к нему: писали бывшие слушатели его лекций в агрономическом институте в Екатеринославе, то что-то целыми днями рассказывал живший за печкой хромой старик, которого только что выгнали со знаменитой Харьковской опытной станции…» Замечательный педагог , у которого все ученики осваивали знания: «Географии и естествознанию дед обучал не в классе, а в лесу… Дед учил определять высоту деревьев, а когда задирали головы, пользуясь случаем, рассказывал, на какой высоте стоят облака перистые и на какой – перисто –кучевые, чем оперенье малиновки отличается от оперенья иволги, какие и где у них гнезда… Рассказывал, как исландцы добывают гагачий пух…» С помощью своей методики он подготовил Антона к школе так, что тот сразу пошел во второй класс: «После обеда, когда дед отдыхал, Антон забирался к нему на широкий топчан. Над топчаном висела географическая карта. Между делом, незаметно дед выучил его по этой карте читать не только по слогам, а по какой-то его особой методике, сразу целыми словами».
До этой книги мне было не интересно читать воспоминания. Но после ее прочтения я поняла, что выбор произведения зависит не только от жанра, но и от того, как оно написано. Все произведение А.Чудакова пронизано любовью, позитивным настроением, тонким юмором, чувствуется, что самому автору интересно то, о чем он рассказывает. И этим неравнодушием он заражает читателя, делая его сопричастным к жизни, о которой рассказывает. Кроме того, в процессе повествования он приводит много любопытных научных и исторических фактов, которые по-другому позволяют взглянуть на некоторые общеизвестные вещи. Например, когда мальчик с восторгом пересказывает подвиг связиста, один из слушателей, опытный фронтовик-связист, говорит: "Вряд ли - контакты". И все сразу понимают, что история про связиста, скорее всего, придуманная. И еще она составляющая, которая выделяет роман, делает его ярким и запоминающимся – красивый многообразный литературный язык. Умно, душевно, вкусно…
Алла Дарутина,
заместитель директора
централизованной библиотечной системы
Ложится мгла на старые ступени.
Мне было как-то трудно оценить это сложное произведение. Чтобы понять автора я прочла выписки из его дневников и записных книжек. В одной из выдержек автор сообщает о сути своего романа: «Я хотел бы чуть-чуть показать ту Россию, ту её толщу, которую не описали эмигранты, потому что уехали, и не изобразили советские писатели, потому что «было нельзя». Что скажешь? Благородное желание! В то же время автор опасается, что у него нет писательского опыта (он - литературовед) и может получиться не всё гладко… И сбылись опасения. В первой половине романа автору не удалось показать «ту толщу» истории России 1920-30-х годов, как ему мечталось. Получились разрозненные сведения о событиях и людях четырёх волн ссылки в городок Чебачинск, на границе Сибири и Казахстана.
Более полно изображён аристократично-патриархальный уклад жизни семьи героя книги, мальчика Антона. Труженики дед и бабушка, воспитавшие семерых детей, тётки, дяди. Их не могли сломить все выпавшие на их долю испытания, начиная с первой мировой войны, до высылки в Чебачинск - голод, холод, политические репрессии. Огромное влияние на мальчика оказал дед, о котором автор рассказывает с большой любовью и уважением, как о человеке широкого кругозора с личной точкой зрения на события действительности. Чем только дед не занимался: был священником, прекрасно пел, преподавал в Агрономическом институте в Екатеринославле и всегда имел полные сведения о современной биологической науке из писем своих учеников. Приятны образы родителей героя, которые, являясь преподавателями и лекторами, «ишачат» по 8-10 часов в сутки на основной работе. Кроме того, приходится заниматься вместе с дедом сельскохозяйственными работами в личном хозяйстве, и, надо сказать, с большим успехом. Вместе с тем раздражают брюзжания деда (которые разделяет и автор), по поводу того, какая хорошая жизнь была при царизме, и какая плохая при большевиках. Спрашивается, а кто же втянул страну в Первую мировую войну и довёл до нищенского состояния? Ей богу, лично я, устала читать о зверствах большевиков и о «благородстве» белогвардейцев. На мой взгляд, в то непростое время были виноваты все. Не было «белых и пушистых».
Вторая часть книги посвящена послевоенному времени, 1960-70–м годам. В ней рассказывается о том, что Антон окончил школу и поступил в МГУ на исторический факультет. Здесь логично ожидать, что последуют описания его студенческих лет. Однако этот период отражён как-то слабо, пунктирно, не наполнен жизнью. Мы узнаём лишь о том, что герой посещал театры, музеи и букинистические магазины. Вместо этого автор, ни с того, ни с сего, снова обращается к дням детства героя и даёт описание труда провинциальных умельцев-мастеровых: печников, столяров, сапожников. Надо сказать, что образы этих людей получились реалистичными. Но здесь же, как обухом по голове, рассуждения о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Рассуждения о войне, как об увлекательной прогулке - о мифах героизма советских воинов, о бездарности генералов и маршалов, о «благородстве» немцев и «неоценимой помощи» американцев. Кстати, эта помощь была хорошо оплачена советским государством. Победа досталась нашему народу большой ценой и навсегда останется Великой победой. И злословия на этот счёт, недостойны порядочного человека, тем более писателя.
В романе, есть недостатки, есть неоспоримые достоинства, но, сопоставив то и другое, я пришла к выводу, что книга мне не понравилась. У автора не получилось полного и последовательного полотна, наполненного дыханием жизни. Нет какой-то внутренней сцепки, связи событий. Не получилось эпохального произведения, как, судя по отзывам в Интернет, ожидали многие читатели.
Лично для меня польза от прочтения романа выразилась в том, что захотелось снова открыть учебник истории России и внимательно прочитать каждый абзац с карандашом в руке.
Л.Ю. Кондакова
Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.
Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.