Метель
Сорокин, В. Г.
- Категория: Личное мнение
- Автор: Максим Солопьев
- Примечание: 18+
Просмотры: 993
Обзор
Сорокин, В. Г. Метель : [повесть] / Владимир Сорокин. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 302, [2] с.
Аннотация: Что за странный боливийский вирус вызвал эпидемию в русском селе? Откуда взялись в снегу среди полей и лесов хрустальные пирамидки? Кто такие витаминдеры, живущие своей, особой жизнью в домах из самозарождающегося войлока? И чем закончится история одной поездки сельского доктора Гарина, начавшаяся в метель на маленькой станции, где никогда не сыскать лошадей?
Местонахождение: Зал художественной литературы Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина, библиотеки 2, 21.
В обзоре на TRANSHUMANISM INC вскользь затронул Владимира Георгиевича Сорокина. Он действительно является одним из самых сильных писателей-постмодернистов на отечественном книжном рынке. Практически всё его творчество вызывает многочисленные дискуссии. В отдельных случаях дело доходило до судебных разбирательств.
И, честно говоря, я могу понять, в чем причина такого резонанса. На самом деле, при всем уважении к мастерству автора, его книги, мягко говоря, на любителя. То же «Голубое сало» никак не посоветуешь человеку, который только-только хочет познакомиться с современными русскими писателями. Слишком тонких и чувственных натур могут отпугнуть откровенно мерзкие сцены и общий градус безумия. С «Днем опричника» такая же история: жесть, трэш и остросоциальная подоплека могут вызвать болевые ощущения.
А вот с героем этого обзора все в полном порядке. «Метель» - повесть, которая позволит читателю максимально комфортно познакомиться с Владимиром Георгиевичем. Небольшая по объему, с потрясающим стилем повествования, она точно приглянется и запомнится.
Завязка проста, как две копейки: в богом забытую деревню Долгое спешит доктор Платон Ильич Гарин. Там разбушевалась завезенная из Боливии эпидемия «чернухи». По сути, люди превращаются в зомби, встают из могил и чинят всяческий беспредел. Сам Гарин везет вакцину, чтобы привить оставшихся в живых жителей. Но преградой в его важном деле становится стихия. Страшная метель застала его аккурат на одной из станций. Лошадей на станции нет, но рядом живет хлебовоз Перхуша, который готов за деньги доставить доктора в пункт назначения. На самоходе, запряженном 50 маленькими «не более куропатки» лошадками. И большая часть книги посвящена путешествию Гарина и возницы сквозь пургу и тьму. Точнее, преодолению различных препон и борьбой с топографическим кретинизмом Перхуши. Надежды Гарина добраться до деревни за полтора часа рассыпаются в прах, растворяясь в завываниях ветра и бьющем в лицо снеге.
На их пути встретятся очень странные вещи и люди: так, пирамидка из необычайно прочного материала, невесть откуда взявшаяся в лесу, сильно повредит самоход, из-за чего путники потеряют кучу времени и будут вынуждены остановиться у мельника. Который ну очень уж не любит Перхушу. Сам мельник – удивительный человек. Вернее, человечек. Его жена – вполне себе нормальная деревенская женщина, а вот он похож на мальчика-с-пальчик. Пьет водку из ее наперстка и не может уснуть без супруги под боком, так как замерзает. Или, например, в ходе неистовой езды, доктор и хлебовоз столкнутся с мертвым великаном. Образ фантастической России невесть каких времен вышел очень удачным. Вселенная книги хоть и не отличается подробным описанием, но все равно знакома и понятна до боли.
Вообще, «Метель» оставляет впечатление крепко сколоченной сказки для взрослых. Есть в ней завораживающая атмосфера, заставляющая ежиться, словно несешься с главным героем бок о бок. Есть в ней нечто такое, что затягивает и отпускает только через несколько часов, на последней странице. Сразу стоит отметить, книжка оправданно имеет маркировку 18+. Но, в сравнении с другими произведениями Сорокина, «Метель» выглядит на удивление приличной.
Еще одной сильной стороной является язык повествования. Многие отметили, что повесть стилизована под отдельные произведения классиков. В частности, есть минимальные сходства с рассказом Толстого «Хозяин и работник». Но не стоит надеяться, что доктор Гарин похож моральными качествами на Василия Андреевича Брехунова. Думаю, этот слегка закрученный спойлер не испортит впечатление от повести. Хотя бы потому, что финал жирно намекает на продолжение, которое уже вышло и называется «Доктор Гарин». Но вернемся к языку.
В «Метели» он замечательно как хорош. Подражание классикам дополняет магию, сотворенную писателем, и делает произведение очень объемным. Конечно, есть словеса, которые давным-давно ушли из лексикона, а пояснительных сносок в книге нет. Но даже это не портит впечатления. Сорокин проделал огромную работу и показал свои навыки в новом свете.
«Метель» - небольшая, но богатая на эмоции книга, в которой отчетливо дается мысль о том, что русского человека не изменить. По крайней мере, на страницах книги. На мой взгляд, это образец современной русской литературы, от которого ланиты не наливаются багрянцем из-за жгучего стыда и неловкости.
Солопьев, М.М.
Главный библиотекарь СИО ЦГБ
Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.
Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.