Просмотры: 126

  5 / 2
Плохо__Хорошо 

Обзор

TRANSHUMANISM INC : [роман] / Виктор Пелевин. - Москва : Эксмо, 2021. - 605 с. ; 21 см. - (Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин). - 16+. Для детей старше 16 лет. - 75000 экз. - ISBN 978-5-04-123118-7 (в пер.)

Аннотация: В будущем богатые люди смогут отделить свой мозг от старящегося тела - и станут жить почти вечно в особом "баночном" измерении. Туда уйдут вожди, мировые олигархи и архитекторы миропорядка. Там будет возможно все. Но в банку пустят не каждого. На земле останется зеленая посткарбоновая цивилизация, уменьшенная до размеров обслуживающего персонала, и слуги-биороботы. Кто и как будет бороться за власть в этом архаично-футуристическом мире победившего матриархата? К чему будут стремится очипованные люди? Какими станут межпоколенческие проблемы, когда для поколений перестанет хватать букв? И, самое главное, какой будет любовь? Если вы не читали Виктора Пелевина, этот невероятный роман - ваша дверь в его вселенную. Знакомых с его книгами ждет мир через два века после "iPhuck-10", напоминающая о "Жизни Насекомых" композиция - и много интересного о технологиях зеленого вампиризма...

Местонахождение: Зал художественной литературы Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина.

Присаживайся поудобнее, малыш. Я расскажу тебе историю о литературных богатырях, которых произвела земля русская.

Издревле на Руси водились великие авторы: один другого краше. Не покладая пера копали они бескрайнее поле экспериментов, засевая ростки будущих шедевров. И получали заслуженные плоды. Прекрасные, нетленные. Но ничто не вечно. В какой-то момент случилась страшная засуха, которая уничтожила посевы и разорила поле. Даром что солью не посыпала. И вот, когда всё, казалось бы, погибло, появились мощные и статные братья: Эдуард Вениаминович, Владимир Георгиевич и Виктор Олегович. Три кита, на которых смог опереться плюгавый коник отечественной литературы того времени.

И принялись они тянуть лямку тяжёлую, трудовую. Нарвали корешков, запустили их в чан с кипучим варевом идей и получился дьявольсконгениалкогольный коктейль пост-модернизма. Люди добрые порядочно удивились, но благосклонно приняли дары трёх волхвов. Грех не попробовать что-то новое, доселе невиданное.

К сожалению, Эдуард Вениаминович отправился в лучшие миры, оставив грешную землю. Но двое братьев продолжили дело и не бросили отечественную литературу на произвол судьбы. Владимир Георгиевич – был и остался хорошим стрелком. Палит редко, но метко и кучно. Этим, в принципе, и довольствуется. Младший братец - Виктор Олегович - слеплен из другого теста. Приняв добровольную изоляцию и минимальный контакт с миром, он погрузился в исследование почвы для производства произведений нового толка. И ведь опыты увенчались успехом! На прилавки покатились результаты. Экзотические, вкусные. Можно сказать, «пипл распробовал и схавал». Но Виктор Олегович продолжил химичить и довёл формулу до совершенства. И теперь каждый год русский люд вкушает плоды его творчества. Да вот незадача: чем дальше, тем горше стал продукт. Но всё выезжало на имени творца: народ морщился, но глотал. Кололся, но продолжал вкушать перезрелые подачки.

Наиболее подсевшие на продукт брата Виктора основали свою церковь имени «Олегыча». Каждый новый роман воспринимается, словно скрижали мудрости, которую щедрый и плодовитый автор сцедил на страницы. Данная церковь отличается крайне острым неприятием конструктивной критики в адрес Виктора Олеговича. Отдельные личности опускаются до оскорблений и едва ли не угроз. Сколько это будет продолжаться? Никто не знает. Потому что путники из дальних земель донесли весть о том, что автор получил престижное место в банке. Очистившись от шелухи, что в простонародье зовётся телом, мозг брата Виктора будет жить вечно. За особые заслуги в области возделывания русского поля экспериментов. Кстати, о банках.

«Transhumanism inc» - последний на данный момент роман Пелевина, который увидел свет 26 августа 2021 года. В излюбленной манере автор копил ману 365 дней, чтобы потом выстрелить в читательскую аудиторию переваренными проблемами, которые волновали страну и самого творца. Раньше это работало с переменным успехом (лично я считаю, что iPhuck 10 – лучшая книга Пелевина за последние шесть лет). Но сейчас складывается ощущение, что автор насильно заставляет работать центр фантазии. Скорее всего, издатель обещал вырезать этот самый центр, если Виктор Олегович не будет поставлять по книге в год. Насиловать себя, чтобы выдавить книгу – дело такое себе. Так вышло с Трансгуманизмом.

Сразу скажу, я с большим уважением отношусь к творчеству Пелевина. Не фанатею, а уважаю за былые заслуги, так сказать, и за немногие крупицы нынешних. Но «Трансгуманизм» сделал больно чуть ли не на физическом уровне. При чтении этого романа ваш покорный слуга рисковал разбить себе лицо ладонью, отбивая фейспалмы. И, что вдвойне удивительно, был в шаге от того, чтобы вывихнуть челюсть от скуки. Но об этом ниже.

Лёгким росчерком пера нам показывается далёкое будущее родной страны (и не только). Человечеством правит гигантская корпорация Transhumanism inc. Создатели этого монстра – два друга, взявшие фамилии Гольденштерн и Розенкранц (уровень авторской «иронии» уже зашкаливает, ага). Сильные мира сего давно переехали в банки, лишившись тела и получив широкие возможности. Попасть в банку – дело крайне трудное, практически невозможное. Но место можно купить за космические деньги. Из телесных оболочек остались только «простые смертные», которые используются в роли обслуги, «крепостные» андроиды и куча пёстрых каст (к примеру, скоморохи), которые отрицают/верят/не верят (в) существование создателя компании, которая позволила перекочевать из бренной оболочки в бессмертную. В общем, мир крайне пёстрый и буквально тычет в лицо лакмусовой бумажкой «у нас тут будущее!!!1!».

Сам роман состоит из семи рассказов со своими героями, которые, тем не менее, остаются в тени прописанного мира. Тут тебе и дочка «банкира из банки» (фьюить-ха, авторский каламбур, не мой), которая стремится шагнуть в дорогущий мир, полный возможностей. Правда, почему-то возомнила себя избранницей Гольденштерна. Или, например, китайский мастер, который создаёт боевых кукол на потеху баночным якудза. Они все отличаются, стараются быть во главе, но таинственная корпорация и дёргающие за ниточки серые кардиналы мира всё равно остаются на первом плане.

Конечно же, не обошлось без фирменных пелевинских острот и словесных игрищ: «крэперы» (читай, музыканты), «вокепедия», ошейник для считывания импланта называется «кукуха», а сами люди – «очипованными». Вот только это воспринимается не как нечто забавное или ироничное. Подобные кривляния вызывают перед глазами мем со Стивом Бушеми, который пытается говорить на языке молодёжи. Неловко, крайне неловко.

Отдельным потоком желчи автор обливает критиков (не только литературных, но и простых), сравнивая их с собакой, что случайно забрела на вернисаж. И, конечно же, оголтелые представители церкви «Олегыча» подхватили это «меткое» сравнение и несут его, словно факел, ко всем, кто осмелился остаться недовольным качеством книги. В романе также присутствует гораздо более грубый тычок в злопыхателей, но он не вызывает ничего, кроме вздоха сожаления. Позиционируя себя как «не такой как все, циничный наблюдатель происходящего» Пелевин как-то слишком по-детски реагирует на конструктивные претензии в адрес его работ. Несолидно для лучшего писателя России, по версии отдельных дам и господ.

Сам роман, к сожалению, оказался дико пресным, скучным и абсолютно отталкивающим. Сюжетная линия могла бы сгладить впечатление, но и здесь случился провал. Люди в банках были в замечательной «Голове профессора Доуэля». Или в той же «Футураме». Отдельные детали мира словно взяты из аниме «Психопаспорт». Не то, чтобы заимствование было чем-то плохим. Но вот от центра фантазии (возвращаясь к моему предположению) Виктора Пелевина ожидаешь чего-то более изящного и самобытного. Темы также невзрачные и тысячу раз пережёванные. Читатели – не птенцы, чтобы получать такой продукт. Практически всё, на что отсылается в книге, было сто раз обговорено в соцсетях. И, положа руку на сердце, эти обсуждения воспринимаются в разы лучше и интереснее.

Я намеренно не копаюсь в романе подробно. Потому что не ставлю цели лишить желания познакомиться с ним. Просто констатирую факт, актуальный конкретно для меня: в споре «Пелевин – торт/не торт» встаю в ряды считающих, что он не торт.

Солопьев, М. М.
главный библиотекарь справочно-информационного отдела Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина

Дата размещения:

Добавить комментарий

Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.

Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.