Природный календарь ханты и манси
В конце ХIХ – начале ХХ веков многие народы Севера под влиянием русского населения перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января. До этого времени год, по их представлениям, состоял из двух - летнего и зимнего – полугодий, традиционно считавшихся отдельными "годами". Полугодия делились на сезоны: лета, осени, зимы и весны. Осень и весна являются промежуточными вехами, отделяющими два противоположных состояния природы - летнего бодрствования и зимней спячки, теплого и холодного времени года.
Природный календарь обских угров отражает тесную связь человека и окружающей природы, он начинается с весеннего равноденствия, в марте – апреле, а зимние полугодие начиналось осенью с октября по ноябрь. При этом для них нехарактерно точно установленная длина месяцев – в зависимости от сезона она колеблется от 15–20 до 90 дней. Отсчет каждого месяца велся с новолуния, отмечавшегося жертвоприношением.
Названия месяцев в календаре северные народы, в большинстве случаев, отражали состояние природы (изменение климата, растительного и животного мира), важнейшие направления деятельности самого человека – охоту, рыболовство, оленеводство, собирательство.
Январь – «Месяц середины года», «месяц умирания Оби», «топорище ломающий месяц», у северных манси - «месяц тридцати топорищ». В это время черпают у ключей задыхающуюся от замора рыбу, неподалеку от дома ловят слопцами и петлями зайцев и тетеревов. Взрослые промысловики выходят на охоту по особому поводу — «шевелить» медведя в берлоге. Январь - это нижняя точка зимы, время затишья хозяйственной активности. Замиранию природы противопоставляется оживление общения между людьми: проходят гостевания, сопровождающиеся договорами о последующей совместной деятельности, взаимным одариванием - отдариванием (поездка в гости называется у ханты «к подарку ехать»).
Февраль – «Месяц ленивого орла», «плута-орла месяц», «ленивый орел: один день летает, другой день - нет», «то тепло, то холодно: один день длинный, другой короткий». В названиях февраля обычно упоминается орел, по распространенному хантыйскому преданию: орел сватался к Матери-Огню - Солнцу, и хотя их браку не суждено было свершиться, он каждый год предвещает пробуждение Солнца и тем самым спасает людей от гибели.
Март - «Месяц малого наста». В это время природа «отдыхает», копит силы для весеннего пробуждения и летнего цветения. Это один из самых напряженных месяцев в годовом хозяйственном цикле ханты. С наступлением весеннего равноденствия завершалось зимнее полугодие, оканчивался сезон охоты на пушного зверя, ханты переезжали из зимних поселений в весенне-осенние стойбища. Возвратившись к зимникам, охотники становились рыболовами — использовали последнюю перед ледоходом возможность завести невод или «почерпать» рыбу у ключей.
«Месяц Вороны» - ворона почиталась как вестник весны. По примете, если ворона садилась на низкое дерево – ожидалась короткая весна, если на высокое – затяжная. В это время начинается охота на лосей. Апрель - «Месяц большого наста». Толстая заледенелая корка на оседающем глубоком снегу оказывает немало хлопот для оленеводов. Олени остерегаются идти по насту, так как острые края льда режут ноги.
Май - «Месяц ледохода», «месяц прилета уток», «месяц нереста рыбы», «месяц рождения оленят», «месяц нереста рыбы». С мая обские угры «сетковали» по озерам и старицам. В конце месяца - проходила охота перевесами на уток. Это время согревания земли, из-за распутицы прекращаются дальние поездки, все готовятся к половодью.
Июнь - «Месяц зеленой листвы», «месяц высокой воды». Обильное появление зеленой травы, листьев на деревьях, а так же комаров и другого гнуса. Это время подготовки к рыбной ловле, изготовление лодок, заготовки бересты (из которой изготовлялось множество бытовых предметов).
чумов, построек, инвентаря охотничьего и рыболовного и т.д. И, конечно же, заготовка рыбы на долгую зиму. Июль - «Месяц вонзевой рыбы», «месяц заливных озер», «месяц спадающей воды», «месяц линьки птиц». Это время «умиротворенности», отсутствие противоборства человека с природными стихиями. Пик летнего года связан с периодом хозяйственной активности: ремонт
Август – «Месяц пойменных озер», «месяц сбора ягод», «месяц середины лета». Оленеводы ухаживают за стадом: ровняют рога, удаляют наросты на копытах, часть стада забивается и т.д. Проводится ритуал, посвященный переходу жизни на «темную сторону», с августа начинается отсчет угасания солнца. Собирается ягода: смородина, черника, брусника, морошка.
Оби. Месяц облетающих листьев - им завершается летнее полугодие. Оленеводы собирают домашних олений в стадо, у охотников начинается гон лосей и охота на тетерева. Сентябрь – «Месяц листопада», «месяц щекура», «месяц опадания листвы». В сентябре проходит нерест белой рыбы, после чего она скатывается в низовья
Октябрь – «Месяц замерзания малых рек». Зимний новый год начинался с октября — поры «большой осени» или «малой зимы». Замерзают небольшие речушки, идет последний промысел рыбы гымгами (мордушками). Охотники отправляются на первую зимнюю охоту. Среднеобские ханты называют это время «месяцем налима», поскольку традиционным в данный период является осенний лов налима. «Малая зима» — лишь прообраз «зимы большой». Возможно, поэтому в календаре нижних ханты октябрь называется несколько обще, будто с недомолвкой — «зверей осенних месяц».
Ноябрь - «Месяц ледостава», «месяц застывания Оби», «месяц потери рогов оленями». Большая зима начинается в ноябре, именуемом на Средней Оби «плечом осени», «месяцем большого жертвоприношения», «месяцем толстого снега», по которому с трудом идут охотничьи собаки. Крепчают морозы. В календарях охотников ноябрь называется «беличьим месяцем» и означает начало долгого осенне-зимнего промысла. Ханты переезжают в зимние, утепленные чумы и начинается долгое противоборство человека с холодом и темнотой.
Декабрь – «Месяц длинных ночей», «месяц коротких дней», «месяц большой темноты», или «холодный месяц» - самый холодный и темный месяц в году. В декабре женщины обычно откладывают в сторону привычное шитье, и занимаются почти исключительно приготовлением пищи и поддержанием тепла, а мужчины охотятся. Раз в несколько лет к декабрю добавлялся 13-й месяц «сверххолодный».
Культура ханты и манси формировалась на протяжении столетий, однако, современная жизнь мало похожа на бытие далеких предков. Конечно, коренные народы Севера стараются по-прежнему придерживаться вековых устоев своих предков, но цивилизация наступает, и сегодня лишь старые охотники и рыбаки помнят традиционный календарь и соотносят с ним свою жизнь и ежедневные хозяйственные заботы.
Рекомендуемая литература из фонда отдела краеведения:
Голоса древних культур [Текст] / ред.-сост. Е. Главацкая [и др.]. - Екатеринбург : Баско, 2008. - 128 с. : ил.
Города Югры [Текст] : справочник для гостей округа и автотуристов / [авт. группа под рук. В. Н. Кизиярова ; дизайн Симкина С. В.] - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2004. - 104 с.
Гаврильчик, Р. М. Рекомендации по этнографическому туризму [Текст] : информ. справ. / [Раиса Мартыновна Гаврильчик, Наталья Леонидовна Лыткина ; ред. И. А. Казанская] ; Департамент малочисл. народов Севера ХМАО - Югры ; Об.-угор. ин-т приклад. исслед. и разраб. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2007. – 51 с.
Головнев, А. В. Экологический календарь [хантов, селькупов] / А. В. Головнев // Северные просторы, 1991.- № 2, 4, 6, 8, 10, 12; 1993. № 1-12.
Лозямова, Т. Хозяйственный цикл ханты : он делится на холодный зимний и теплый летний / Татьяна Лозямова // Нефть Приобья. - 2010. - Нояб. (N 46). - С. 12.
Территория надежды : Сургутский район [Текст] : фотоальбом / [авт. Г. Корченкин ; текст А. Ярошко ; худож.: А. Семенов и др.]. - Сургут : Диорит, 2001. - 112 с. : фотоил.
В согласии с природой [Текст] / [фото: Э. Одиянов и др. ; текст: Р. Ходченко, Малышкина Л.]. - Сургут , 2005. - 48 с. : цв. фотоил.
Полезные ссылки:
https://cyberleninka.ru
Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.
Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.