Обрядовые праздники ханты и манси
Обрядовая деятельность – важнейший компонент духовной культуры любого народа. Описание и изучение обрядов дает представление о богатстве этой культуры, помогает понять истоки многих современных традиций. Особое место среди традиционных обрядов занимают посвященные различным календарным праздникам, ежегодно повторяющиеся.
В календаре ханты и манси, или как их раньше называли – обских угров, год состоит из четырех сезонов: лета (лун), осени (сус), зимы (таль) и весны (тови). Однако календарь начинал год весной, в марте-апреле. И только в прошлом столетии коренные народы перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января. Каждый месяц у северных народов обозначен природными изменениями и деятельностью человека в этот период, поэтому и носит соответствующее название. Например, ноябрь носит название Месяца застывания Оби, а февраль называется Месяцем ленивого орла. Это название основывается на поговорке «Ленивый орел – один день летает, другой день – нет», что значит то тепло, то холодно, один день длинный – другой короткий.
Первым праздником по календарю обских угров является Вурна Хатл или Вороний день. Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла, ведь именно вороны прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркают, пробуждая природу. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. На ветки березы вешают связки калачей и баранок. Также на ветки деревьев повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, желая близким людям всего наилучшего в жизни.
В прошлом у северных народов был также известен Лосиный праздник. По рассказам очевидцев, выглядел он так: все мужчины-охотники накануне уходили на охоту и добывали лося. На следующий день приносили на священное место кусочки органов лося и бросали в котел, череп подвешивали на дерево. Это был сугубо мужской праздник, на который не допускались не только женщины, но также дети и собаки.
В календаре ханты и манси май – месяц нереста рыбы, месяц икры. После вскрытия рек отмечается праздник Водяного царя - Виткуля, почитаемого духа и хозяина всех водоемов. Ему у водоемов ставят стол с пищей и угощают чаем, который выливают в реку или озеро. Рукой, набрав воду, смачивают волосы на голове. Только после такого ритуала можно спускать лодки на воду.
С почитанием воды связан еще один праздник ханты и манси. Он посвящен небольшой узкой лодке, выдолбленной из кедра или осины и называемой обласом. Еще с древних времен ее почитали и в середине лета устраивали в честь нее веселый спортивный праздник. Гвоздь праздника Обласа – гонки на обласах, управлять которыми очень сложно. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная, игрой в палочку.
Мало кто знает, что кроме известного Вороньего дня существует у ханты и манси еще один праздник, посвященный птице – Проводы Лебедя. В день праздника подъезжают к священному месту и мужчины-охотники три раза палят из ружей. Затем женщины поджигают дрова, бросают по монетке в костер и нашептывают песни птице.
В культуре ханты и манси медведь считается священным зверем и младшим «братцем» человека. Поэтому одним из традиционных праздников является Медвежий праздник или Медвежьи игрища, которые длятся 4-5 дней. По традиционным воззрениям ханты и манси, убитый во время охоты медведь остается «живым». Добыча его оборачивается всеобщим праздником и весельем – приездом желанного «гостя» в дом охотника. Медведя вносят в дом и обряжают – глаза и нос закрывают берестяными кружками или металлическими пуговицами, на голову надевают шапку и пояс, лапы украшают бусами или кольцами. Выставляется угощение – хлеб, рыба, ягоды, вино. Съезжаются все родственники и соседи. На медвежьих игрищах исполняется до 300 номеров: песен, танцев, сценок, кукольных представлений. Затем убитого медведя делят на части, варят и едят.
В феврале-марте проводится – День оленя или День оленевода – это новая традиция. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования в тундре. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище здесь – разнообразные гонки на оленях – рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность.
Как видно, богатейшие и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.
Рекомендуемая литература из фонда отдела краеведения:
Традиции, сохраненные веками [Текст]: уникальные коллекции фондов этногр. музея "Торум Маа": (каталог) / Департамент по вопр. малочисл. народов Севера Ханты-Манс. авт. окр., Этногр. музей под открытым небом "Торум Маа"; [науч. ред. Е. Г. Федорова; ред.: Т. А. Клименова, Н. П. Вынгилева ; авт-сост. каталога: Н. Н. Величко и др.]. - Ханты-Мансийск : Информ.-издат. центр, 2005. - 144 с.
Матюков, А. К. День Вороны [Текст] / А. К. Матюков; А. К. Матюков, Е. А. Иваненко; рец. Р. Г. Решетникова; Департамент по вопр. малочисл. народов Севера Ханты-Манс. автонм. округа - Югры. - Ханты-Мансийск; Екатеринбург: Баско, 2008. - 20с.: ил.
Пятникова, Т. Р. Традиционные обряды хантов усть-казымского Приобья [Текст] / Тамара Романовна ; Т. Р. Пятникова. - Белоярский ; Екатеринбург : Баско, 2008. - 77, [1] с.
Молданова, Т. А. Пелымский Торум - устроитель медвежьих игрищ [Текст] / А. Татьяна ; Татьяна Молданова ; ответ. ред. - д-р. ист. наук Н. В. Лукина ; Правительство Ханты-Манс. автоном. окр. - Югра, Департамент по вопр. малочисл. народов Севера ; Югор. гос. ун-т. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2010. - 221, [1] с.
Край родной. Азбука краеведения: Россия. Югра. Урай [Текст] / авт.-сост. О. Н. Гаврилова ; редкол.: А. Н. Сафонов [и др.]. - Екатеринбург : СВ-96, 2001. - 392 с. : ил.
Медвежьи игрища казымских хантов [Текст] / [авт.-сост. О. А. Кравченко ; ред. Т. А. Молданова]. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2004. - 35, [1] с. : фотоил.
Чернецов, В. Н. Медвежий праздник у обских угров [Текст] / В. Н. Чернецов ; В. Н. Чернецов ; пер. с нем. и публ. Н. В. Лукиной. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2001.
Голоса древних культур [Текст] / ред.-сост. Е. Главацкая [и др.]. - Екатеринбург : Баско, 2008. - 128 с. : ил. - Библиогр.: с. 124-126. - ISBN 978-5-91356-065-0 : 825-00.
Полезные ссылки:
http://www.gublibrary.ru
http://www.fiesta-da.ru
http://mifolog.ru
http://www.surwiki.ru
http://www.admsr.ru
http://www.ethnomuseum.ru
Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.
Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.