Виртуальная выставка к 125-летию Михаила Булгакова
«Рукописи не горят»
Михаил Афанасьевич Булгаков -
русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.15 мая 2016 года исполнится 125 лет со дня рождения писателя.
Михаил Булгаков: судьба писателя
Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны в Киеве.
В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1956), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).
Елена Сергеевна Шиловская в 1932г. В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами. Булгаков в университете учился 7 лет. 31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». Булгаков был трижды женат, и последней его женой стала
В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова. Так начиналась его творческая деятельность...
Булгакова стали вспоминать с опозданием: спустя 25 лет после его смерти. На нашей памяти лицо его, постепенно высвечиваясь, проступало из густой тени.
С конца 20-х годов и до 1961 года проза его не печаталась вовсе. В рукописях лежали основные книги. С 1941 по 1954-й на сцене шли только «Последние дни» («Пушкин») и инсценировка «Мертвых душ».
В начале пятидесятых годов за Булгаковым была стойкая репутация «забытого писателя». И вдруг за какие-нибудь пять — семь лет возник «феномен Булгакова».
В 1963 — «Записки юного врача».
В 1965 — сборник «Драмы и комедии» и «Театральный роман».
В 1966 — том «Избранной прозы» с «Белой гвардией».
В 1966—1967 — «Мастер и Маргарита». В 1962 г. вышла написанная им тридцатью годами раньше биография Мольера.
Его известность нарастала как шквал, из литературной среды перешла в широкую среду читателей, перехлестнула отечественные границы и могучей волной пошла по другим странам и континентам.
Восстановление забытых имен — естественный процесс обогащающейся наследием культуры. Но то, что случилось с Булгаковым, не имело, пожалуй, прямой аналогии в нашей стране. Им зачитывались студенты и пенсионеры, его цитировали школьники, кот Бегемот, Воланд, Азазелло и Маргарита переходили в бытовой фольклор. Дольше других медлили с признанием Булгакова критики и профессора литературы, не давая его творчеству заметной цены и оттесняя в общий перечислительный литературный ряд, где ему определялось место уж отнюдь не в первой шеренге. Возник разговор и о «моде» на Булгакова. Явилось подозрение, что интерес к нему искусственно подогрет и с ходом времени схлынет, нестойкий, как всякая литературная сенсация.
Между тем время, которое, казалось, прежде работало против Булгакова, обрекая его забвению, будто повернулось к нему лицом, обозначив бурный рост литературного признания. В 1975 году интерес к Булгакову был сильнее, чем в 1965-м, и не остыл к 1985-му. Более того, нет примет, чтобы в ближайшее десятилетие интерес к писателю пошел на убыль.
«Рукописи не горят». Посмертная судьба Булгакова подтвердила неожиданный афоризм-предсказание. Это поразило воображение многих читателей-современников.
Писатели большой судьбы знают о себе самое важное, возникает интерес к самой фигуре творца, к его биографии, личности. Почему мы так мало знали о нем? Почему с каждым годом он все более интересен?
В пьесах Булгакова — в самом их движении и словесной фактуре — было какое-то сильное излучение, которое иногда называют неопределенным словом «обаяние», исходившее, поверх многоголосья лиц, как бы от самой личности автора. Еще отчетливее и ближе лирический голос его прозвучал для нас в прозе. И хотелось больше узнать о человеке, который так умеет думать, так чувствует и так говорит.
В каком-то смысле Булгаковым-художником уже была рассказана вся его жизнь и опыт души — но как соотнести это с биографическим обликом творца? Воспринимая юного врача, начинающего драматурга Максудова или романтического Мастера как литературных персонажей, отделившихся от автора, мы в то же время смутно чувствовали, что множество нитей тянется от них к его собственной судьбе.
Биография писателя, складывающаяся из прямых авторских признаний, писем, дневников и воспоминаний, давно перестала быть набором анкетных сведений, формальным придатком к школярскому изучению его творчества. Судьба Булгакова имеет свой драматический рисунок. В нем, как всегда кажется издали и по прошествии лет, мало случайного и отчетливо проступает чувство пути, как называл это Блок. Будто заранее было предсказано, что мальчик, родившийся 3(15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии, пройдет через тяжкие испытания эпохи войн и революций, будет голодать и бедствовать, станет драматургом лучшего театра страны, узнает вкус славы и гонения, бури оваций и пору глухой немоты и умрет, не дожив до пятидесяти лет, чтобы спустя еще четверть века вернуться к нам своими книгами.
«Чтобы знали... Чтобы знали», — прошептал уже на смертном одре Булгаков наклонившейся над ним Елене Сергеевне, думая о судьбе своих ненапечатанных книг.
Одна из коренных мыслей романа «Мастер и Маргарита» — мысль о справедливости, которая неизбежно торжествует в жизни духа, хотя иной раз и с опозданием, и уже за чертой физической смерти творца.
За годы, прошедшие с того дня, как небольшая толпа литераторов и артистов провожала урну с прахом Булгакова на Новодевичье кладбище, он стал стремительно приближаться к нам. Былое его одиночество обернулось огромным вниманием к нему множества людей в нашей стране и во всем мире. Разгромные статьи и клеветнические рецензии давних лет, как бы в воздаяние, сменились апологетическими монографиями и почтительными, даже восторженными критическими разборами. Растущая популярность его книг, очень «личных», как бы непосредственно разговаривающих с вами, притянула внимание и к самому автору — его биографии, его судьбе. Сейчас уже очевидно, что никакие прихоти моды, летучего поветрия сенсации здесь ни при чем.
В раскаленном состоянии ярко светят и уголь и металл. Но уголь, перегорев, рассыпается в серый пепел, металл же отвердевает, принимая упругую и прочную форму. Так на глазах нашего поколения затвердела и укоренилась в Большом Времени слава Михаила Булгакова. Он дорог людям как писатель и интересен как человек, воплотивший в своей судьбе, противившейся его дару, достоинство и мужество художника.
Из материалов книги «Воспоминания о Михаиле Булгакове», вступительная статья В. Лакшина.
Михаил Булгаков: экранизации произведений
1968 - «Бег» (Bekstvo) Югославия, телефильм;
1970 - «Бег» СССР, художественный фильм по мотивам произведений «Бег», «Белая гвардия», «Чёрное море»;
1971- «Бег» (фр. La fuite) Франция, телефильм;
1972 - «Пилат и другие» (нем. Pilatus und Andere, Ein Film für Karfreitag) ФРГ, телефильм по мотивам романа «Мастер и Маргарита»;
1972 - «Мастер и Маргарита» (итал. Il maestro e Margherita) Югославия
Италия, художественный фильм;
1973 - «Иван Васильевич меняет профессию» СССР, Художественный фильм по мотивам пьесы «Иван Васильевич»;
1976 - «Собачье сердце» (итал. «Cuore di cane») Италия, художественный фильм;
1976 - «Дни Турбиных» СССР, художественный фильм;
1977 - «Роковые яйца» (итал. Le uova fatali) Италия, телефильм;
1988 - «Собачье сердце» СССР, художественный фильм;
1989 - «Мастер и Маргарита» (польск. Mistrz i Małgorzata) Польша, телефильм (4 серии)
1990 - «История болезни» СССР, художественный фильм по мотивам рассказа «Красная корона»;
1991- «Инцидент в Иудее» (англ. Incident in Judea) Великобритания, телефильм по мотивам романа «Мастер и Маргарита»;
1991- «Записки юного врача» СССР, художественный фильм по мотивам рассказов «Полотенце с петухом», «Стальное горло», «Тьма египетская», «Вьюга», «Морфий»;
1991- «Красный остров» СССР, художественный фильм по мотивам произведений «Багровый остров», «Театральный роман», «Иван Васильевич», «Мольер», «Дьяволиада»;
1994 - «Мастер и Маргарита» Россия, художественный фильм;
1995 - «Роковые яйца» Россия, Чехия, Художественный фильм;
1996 - «Мастер и Маргарита» Россия, телеспектакль;
2003 - «Театральный роман» Россия, художественный фильм;
2003 - «Хорошо забытое старое» Россия, анимационный фильм по мотивам повести «Роковые яйца»;
2005 - «Мастер и Маргарита» Венгрия, короткометражный фильм;
2005 - «Мастер и Маргарита» Россия, телесериал;
2008 - Россия«Морфий» Россия, художественный фильм по мотивам рассказов «Записки юного врача» и «Морфий»;
2010 - «Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1» Израиль, анимационный фильм;
2011- «Белая Гвардия» Россия, телесериал;
2012 - «Записки юного врача» (англ. A Young Doctor's Notebook) Великобритания, телесериал.
Михаил Булгаков: цитаты
- Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!
- Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
- Счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь.
- Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
- Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.
- Только через страдание приходит истина... Это верно, будьте покойны! Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт.
- На свете существует только две силы: доллары и литература.
- Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
- Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре.
- Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
- Рукописи не горят.
- Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться и притом весьма крупно.
- Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда. Но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
- Кто сказал, что нет на свете верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
- — Достоевский умер.
— Протестую, Достоевский бессмертен! - Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать.
- Звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле.
- На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.
- Факт — самая упрямая в мире вещь.
- Революционная езда: час едешь — два стоишь.
- На Руси возможно только одно: вера православная, власть самодержавная!
- Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!
- Достаточно погнать человека под выстрелами, и он превращается в мудрого волка; на смену очень слабому и в действительно трудных случаях ненужному уму вырастает мудрый звериный инстинкт.
- Может быть, деньги мешают быть симпатичным. Вот здесь, например, ни у кого нет денег и все симпатичные.
- Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
Михаил Булгаков: музеи
- Государственный музей М. А. Булгакова в Москве, «Нехорошая квартира».
- Культурный центр «Булгаковский дом» (Москва, Б. Садовая, д. 10).
- Дом Турбиных, литературно-мемориальный музей им. М.Булгакова в Киеве: Андреевский спуск, д. 13[28].
- Музей одной улицы (музей Андреевского спуска) — часть экспозиции посвящена жизни Михаила Булгакова и его творчеству.
Михаил Булгаков: книги
Булгаков без глянца. - Санкт-Петербург, 2016. - 414, [1] с. ; 21 см. - (Без глянца) (Проект Павла Фокина). - Библиография: с. 412-413.
Петелин, В. В. (1929-). Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть. - Москва : Центрполиграф, 2015. - 726, [3] с.
Ишков, М. Н. (1947-). Операция "Булгаков". - Москва : Вече, 2015. - 349, [2] с.
Колышева, Е. Ю. (кандидат филологических наук)."...Ваш роман вам принесет еще сюрпризы" (к 50-летию публикации романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита // Библиография. - 2017. - № 3. - С. 97-116
Бачинин, В. А. (доктор социологических наук; профессор). "Бесы" // Нева. - 2014. - № 11. - С. 155-168.
Огрызко, В. "Вопрос о целесообразности публикации..."// Москва. - 2017. - № 12. - С. 160-165
Ванюшева, Н. Р. "Всё движется любовью...": мастер-класс по роману "Мастер и Маргарита"// Литература - Первое сентября. - 2014. - № 3. - С. 20-23.
Харабет, К. В. "Девиантологические" страницы прозы М. А. Булгакова// Российская юстиция. - 2017. - № 3. - С. 47-50
Биневская, Я. "Лестница жизни": 15 мая - 125 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940)// Костер. - 2016. - № 5/6. - С. 22-23
Кочергина, И. "Пью за встречу, господа!": "Дни Турбиных" М. Булгакова в 11-м классе // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 11/12. - С. 29-37.
"Сиживал за столом, не беспокойтесь, сиживал!"// Читаем вместе. - 2016. - № 8/9. - С. 18.
Сам Михаил Булгаков считал этот роман главной книгой своей жизни, итоговым произведением, и, как вспоминала его жена, перед смертью говорил: "Что я мог написать после "Мастера"?" Гениальный роман-фантасмагория завоевал любовь и признание в России и во всем мире. Умение автора сочетать легкомыслие с серьезностью, давая волю воображению, сделало его роман чтением для всех и на все времена.
Место нахождения: гб11, гб15, гб16, гб21.
Место нахождения: гб15.
Место нахождения: ЦГБ, гб21.
Булгаков, М. А. Морфий: повесть, рассказы : - Санкт-Петербург : Азбука, 2016. - 188, [2] с. : 138-17.
С рассказов, вышедших под общим названием "Записки юного врача", началась яркая писательская биография М. А. Булгакова, будущего автора знаменитого романа "Мастер и Маргарита". В настоящий сборник включена также во многом автобиографичная повесть "Морфий" и не потерявший своей актуальности и в наше время рассказ о событиях на Северном Кавказе в 1918-1920 годах.
Место нахождения: ЦГБ, гб11, гб15, гб16, гб2, гб21, гб3.
Парамонов, Б. М. Бедлам как Вифлеем: беседы любителей русского слова : - Москва : Дело, 2017. - 510, [1] с. ; 860-20.
Предмет литературно-философских бесед Бориса Парамонова и Ивана Толстого - русская литература, которую соавторы рассматривают в "персональных" главах. Хронологический диапазон - XX столетие, но с запасом: от Владимира Соловьева до Александра Солженицына. Жанровый принцип - разбор литературной фигуры, взятой целиком, в завершенности своего мифа. Собеседников интересуют концептуальные, психологические и стилистические вопросы творчества, причем их суждения меньше всего носят академический характер. К Набокову или Пастернаку соавторы идут через историю собственного прочтения этих писателей, к Ахматовой и Маяковскому - через полемику с их критиком К. Чуковским. Предлагаемые беседы прозвучали на волнах "Радио Свобода" в 2012-2016 годах. Это не учебник, не лекции и тем более не проповеди, а просто свободный разговор через океан (Нью-Йорк - Прага) двух людей, считающих русскую словесность самой увлекательной вещью в мире.
Место нахождения: ЦГБ, ЦДБ, гб15, гб21, гб3.
Характеризуется вклад в мировую культуру русских писателей ХХ века, который отличается своей трагичностью. Литературный процесс минувшего века раскрывается во всем его многообразии и развитии.
Место нахождения: ЦГБ, ЦДБ, гб16, гб2, гб21, гб3.
Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита : - Пермь : Стрелец, 2000. - 480 с.
Роман «Мастер и Маргарита» – визитная карточка Михаила Афанасьевича Булгакова. Более десяти лет Булгаков работал над книгой, которая стала его романом-судьбой, романом-завещанием. В «Мастере и Маргарите» есть все: веселое озорство и щемящая печаль, романтическая любовь и колдовское наваждение, магическая тайна и безрассудная игра с нечистой силой.
Место нахождения: ЦГБ, ГБ№ 2, 3, 4, 15, 25.
Популярная в начале двадцатых годов тема: фельетон о растратчиках. Герой рассказа, скромный служащий, был приглашён в ресторан этаким растратчиком, Павлом Васильевичем, за что и пострадал.
Место нахождения: ЦГБ. Булгаков, М. А. Чаша жизни : повести, рассказы, очерки, фельетоны, пьеса. - М. : Совет. Россия, 1988. - 592 с.
Основным мотивом «Записок на манжетах» стала проблема отношений писателя и власти. В автобиографической повести достаточно подробно описана жизнь Булгакова на Кавказе и первые месяцы его пребывания в Москве, вплоть до практически дословного описания диспута об А. С. Пушкине (Владикавказ, лето 1920) и намерения эмигрировать.
Место нахождения: ЦГБ, ГБ № 21. Булгаков, М. А. Записки на манжетах : ранняя автобиограф. - М. : Худож. лит., 1988. - 208 с. - Примеч.: с. 190-205. - 1-50.
В данный том вошли наиболее известные художественные и публицистические произведения автора.
Место нахождения: ЦГБ, ЦДБ, ГБ № 2, 3, 4, 11, 15, 25, 30. Булгаков, М. А. Проза. Публицистика - М. : Слово, 2000. – 830 с.
Место нахождения: ЦГБ. Булгаков, М. А. Избранные произведения. Черный маг. Пьесы. - Киев : Днiпро, 1990. - 704 с.
Романизированная биография Мольера, основанная Булгаковым на известных ему документальных свидетельствах, стала произведением глубоко личного свойства – писатель повествовал не только о Мольере, но и о себе. Именно это и задержало на десятилетие приход книги к читателям. Горячо принятый всеми любителями настоящей литературы, замечательный роман М.А. Булгакова со времени своей публикации и по сей день остается одним из самых востребованных произведений писателя.
Место нахождения: ЦГБ, ЦДБ, ГБ № 2, 3, 15, 16. Булгаков, М. А. Жизнь господина де Мольера ; Театральный роман - СПб. : Дет. лит., 1991. - 367 с.
Ранние редакции «Мастера и Маргариты» – это уникальная возможность проникнуть в творческую лабораторию великого алхимика слова Михаила Булгакова, это еще одна встреча с любимыми героями, возвращение в волшебный мир прекрасных и трагических чувств, созданный фантазией гениального писателя.
Место нахождения: ЦГБ, ЦДБ, ГБ № 2, 3, 4, 11, 15, 16, 21, 30. Булгаков, М. А. Великий канцлер ; Князь тьмы. - М. : Гудьял-Пресс, 2000. - 539 с.
Добрейший профессор Филипп Филиппович Преображенский проводит эксперимент по очеловечению милого пса Шарика. Однако эксперимент оканчивается провалом. Шарик воспринимает только худшие черты своего донора, пьяницы и хулигана пролетария Клима Чугункина. Вместо доброго пса возникает зловещий, тупой и агрессивный Полиграф Полиграфович Шариков, который, тем не менее, великолепно вписывается в социалистическую действительность и даже делает завидную карьеру: от существа неопределенного социального статуса до начальника подотдела очистки Москвы от бродячих животных.
Место нахождения: ЦДБ, ГБ № 3, 4, 5, 11, 15, 21, 23, 25. Булгаков, М. А. Собачье сердце : повесть. - М. : Дрофа, 2002.-127 с.
Грядущие перспективы: Это первая публикация Булгакова. Здесь он заявляет себя решительным западником и в западных демократиях видит для России образец развития. Однако содержание и тон написанного не оставляют сомнения, что автор уже не верил в победу белого движения и осознал, что коммунистическая власть в стране установилась надолго, на несколько последующих поколений.
Место нахождения: ЦГБ, ЦДБ, ГБ № 2, 5, 15. Булгаков, М. А. Грядущие перспективы ; Черный маг ; Мастер и Маргарита ; Тайному другу ; Дьяволиада ; Собачье сердце. - СПб. : Каравелла, 1993. - 592 с.
Полный интриг, загадок и тайн, живущий по своим законам театральный мир еще никогда не был показан так иронично и откровенно, как в романе Михаила Булгакова "Записки покойника"! Автор открывает двери в святая святых театра - закулисье, где кипят нешуточные страсти, где разворачиваются комедии и драмы, порой более увлекательные, чем на сцене. В этом романе много личного опыта самого Булгакова, в молодости мечтавшего о славе драматурга и достигшего ее после множества тяжелых испытаний.
Для всех, кому интересно, как жил театр в начале XX века, и кому хочется побольше узнать о самом Михаиле Булгакове.
Место нахождения: ГБ № 5. Булгаков, М. А. Записки покойника: сатир. Проза - Ташкент : Изд-во лит. и искусства, 1990. - 656 с.
Действие разворачиваются в 1918 году. Из города немцы уже уходят, но город захватывают войска Петлюры. В произведении автор раскрывает трагедию русского дворянства во всем ее ужасе. А книга-то - о любящих людях, о крепкой, настоящей семье, которая и сильна своей любовью. Автор в этом произведении частично отобразил свою семью. «Белая гвардия» — не просто роман, но своеобразная хроника времени.
Место нахождения: ЦГБ, ЦДБ, ГБ № 4; 15; 25; 30. Булгаков, М. А. Белая гвардия : роман и повесть : для ст. шк. возраста - М. : Пушкин. б-ка : АСТ, 2004. - 445 с.
Эта пьеса о великом французском комедиографе Жане Батисте Мольере (Поклене) (1622-1673). Главная идея драматурга — трагическая зависимость гениальнейшего комедиографа от ничтожной власти, от напыщенного и пустого Людовика XIV (1638-1715) и окружающей короля «кабалы святош».
Место нахождения: ЦГБ, ЦДБ, ГБ № 3; 21. Булгаков, М. А. Кабала святош. - М. : Современник, 1991. – 701с.
По окончании медицинского факультета Киевского университета в 1916 году, получив степень лекаря с отличием, Михаил Афанасьевич Булгаков 4 года проработал врачом. Медицинская практика писателя была положена в основу цикла «Записки юного врача».
Место нахождения: ГБ № 21 Булгаков, М. А. Записки юного врача. Морфий. - СПб. : [б. и.], 1999. - 5 мк (5 ч. 30 мин.), 4,76 см/сек., 2 дор., в кор. - На коробке шрифт Брайля.
Профессор зоологии Владимир Ипатьевич Персиков совершает великое научное открытие. Он увлечен исследованиями, испытаниями. Но советская действительность стремительна, а активные советские граждане в лице новоявленных журналистов, руководителей и прочих специалистов готовы использовать результаты открытия сразу, даже не вникая в суть.
Место нахождения: ЦГБ, ГБ № 2. Булгаков, М. А. Роковые яйца. - М. : МедиаКнига : Аудиокнига, 2006. - 1 электрон. опт. диск (Audio CD) (3 ч. 03 мин.). - (Мастера прозы. XX век). - CD-плеер с поддержкой MP3 ; Pentium-233 ; Windows 9x-XP ; CD-ROM ; звуковая карта ; AudioCD.
Повесть Булгакова "Дьяволиада" - произведение писателя, в котором обывательщина и бюрократизм представлены угнетателями человеческой личности. Краткое изложение сюжета и описание образа Короткова. Происхождение финального эпизода самоубийства героя.
Место нахождения: ЦГБ. Булгаков, М. А. (1891-1940). Дьяволиада. - Москва : 1С-Паблишинг, 2005. - 1 электрон. опт. диск (Audio CD) : mp3, stereo ; 12х14 см. - (1С: Аудиокниги) (Классика).
Реконструкция истории создания одного из самых известных романов XX века. Представлены все сохранившиеся важнейшие редакции романа.
Место нахождения: ЦГБ. Булгаков, М. А. "Мой бедный, бедный мастер..." - М. : ВАГРИУС, 2006. - 1005, [2] с.
Знаковое для творчества Михаила Булгакова произведение. Пьеса «Бег» — это изображение последнего этапа гражданской войны, пронизанного болью поражения белой армии. Перед нами — судьба первых русских эмигрантов, выброшенных волной революции за пределы родной страны. Крым — Константинополь — Париж... они бегут из России, бегут от революции, но в какой-то момент понимают, что бегут от самих себя, ведь Россия — часть их души, исстрадавшейся в разлуке.
Место нахождения: ЦДБ, ГБ №4, 23, 25, 30. Булгаков, М. А. Бег. - М. : АСТ : ВЗОИ, 2004. - 508, [3] с.
Книга представляет собой историко-литературное исследование трех крупнейших прозаических произведений Булгакова. Данная работа уникальна по объему охваченного материала и по аспектам рассмотрения изучаемых текстов. Помимо комментирования фактографического материала (объяснения бытовых деталей, исторических фактов, иллюзий т.п.), в исследовании изложена история вымысла и работы автора над текстом, по-новому рассмотрены текстологические проблемы, возникшие в связи с цензурными сложностями и попытками искажения текста; изложена история публикации триптиха и дана характеристика языкового стиля и литературных связей Булгакова с предшествующей и современной ему русской литературой. Книга написана языком простым, энергичным и четким и может быть полезным пособием при изучении творчества Булгакова как в средней школе, таки в высших учебных заведениях.
Место нахождения: ЦГБ, ЦДБ, ГБ №3, 11, 21. Лесскис, Г. А. Триптих М. А. Булгакова о русской революции: "Белая гвардия". "Записки покойника". "Мастер и Маргарита". Комментарии. - М. : ОГИ, 1999. - 427 с.
Михаил Булгаков — едва ли не самый популярный русский писатель XX в. Настоящая энциклопедия — вторая в истории энциклопедия такого рода (после «Лермонтовской»). Написанная крупнейшим специалистом-булгаковедом, она отличается оригинальным авторским взглядом на жизнь и творчество великого писателя. Булгаков — один из наиболее загадочных авторов мировой литературы. Читатель найдет в энциклопедии разгадки многих тайн булгаковской биографии и произведений, узнает прототипов многих полюбившихся персонажей, прочтет замысловатые шифры «Мастера и Маргариты», «Белой Гвардии», «Собачьего сердца», «Роковых яиц», «Бега»... Здесь разрушаются мифы, созданные вокруг имени Булгакова и исследуются Мифы, сотворенные самим писателем. Булгаковская энциклопедия — интеллектуальное и увлекательное чтение. В ней мировая демонология соседствует с историей христианства, родные и близкие Булгакова — с великими философами и писателями, булгаковская Москва — с таинственным Ершалаимом.
Место нахождения: ЦГБ, ЦДБ. Соколов, Б. В. Булгаковская энциклопедия. - М. : Локид : Миф, 1997. - 586 с.
Название этой книги ("Каждому - по его вере") выражает самую суть предлагаемого прочтения "Мастера и Маргариты". Автор увлекает читателя в неторопливое путешествие по тому "лабиринту сцеплений", какое, по определению Л.Н. Толстого, являет собой каждое истинное художественное произведение, в особенности такое сложное, как этот булгаковский роман. Художественная и философская концепция главной книги М. Булгакова рассматривается в сопоставлении с другими крупными явлениями русской литературы XX века - в частности, с "Голубой книгой" М. Зощенко, в которой пестрый...
Место нахождения: ЦГБ, ГБ №15. Сарнов, Б. М. Каждому - по его вере: О романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1997. - 92 с.
Известный исследователь творчества Булгакова, автор «Булгаковской энциклопедии», докт. филолог. наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН сделал попытку по-новому осветить непростой жизненный и творческий путь М. А. Булгакова. Раскрываются тайны таких шедевров, как «Мастер и Маргарита», «Бег», «Дни Турбиных», «Мольер». Показана широкая эрудиция писателя, прекрасное знание им истории христианской философии и мистической литературы. Рассматриваются также отражение в булгаковских произведениях современной емужизни, ряд реальных прототипов его героев, в том числе и некоторых известных политических деятелей. Показаны сложные взаимоотношения Булгакова с властью.
Место нахождения: ЦГБ, ЦДБ, ГБ № 3, 21. Соколов, Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. - М. : Эллис Лак, 1997. - 430 с.
В книгу «Записки разных лет» вошло второе, расширенное и исправленное, издание записок о Михаиле Булгакове, а также написанные позже воспоминания автора о своем аресте и скитаниях после смерти Булгакова. Завершает книгу рассказ о встрече в Сагурамо (Грузия) с поэтом Николаем Заболоцким.
Место нахождения: ЦГБ. Ермолинский, С. А. Из записок разных лет: Михаил Булгаков. Николай Заболоцкий. - М. : Искусство, 1990. - 256 с.
В поле зрения оказываются практически все произведения писателя: романы "Белая гвардия", "Записки покойника" и "Мастер и Маргарита", повести "Дьяволиада", "Роковые яйца" и "Собачье сердце", рассказы цикла "Записки юного врача", драмы и комедии, многие фельетоны, очерки, дневники, письма.
Место нахождения: ЦГБ, ЦДБ, ГБ №3, 21. Яблоков, Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. - М. : Яз. рус. культуры, 2001. - 421 с.
Книга А. М. Смелянского рассматривает историю таких пьес, как «Дни Турбиных», «Бег», «Мольер», инсценировки «Мертвых душ» и их постановки на сцене МХАТ. Завершается книга анализом «Театрального романа», как бы подводящего итог взаимоотношениям Булгакова и Художественного театра. Книга иллюстрирована. Рассчитана на специалистов и широкий круг читателей, интересующихся театром.
Место нахождения: ЦГБ. Смелянский, А. М. Михаил Булгаков в Художественном театре. - М. : Искусство, 1989. - 432 с.
Место нахождения: ЦГБ, ЦДБ, ГБ №2, 15, 21. Боборыкин, В. Г. Михаил Булгаков. - М. : Просвещение, 1991. - 208 с. Книга о сложной судьбе писателя, о его литературной деятельности. Анализируются самые знаменитые произведения автора.
Книга, выходящая в год столетия Михаила Булгакова, содержит малоизвестные материалы о жизни и творчестве писателя. В первую очередь, это подробная беседа с первой женой Булгакова Т. Н. Кисельгоф, а также другие очерки, в которых раскрываются загадки писателя и его произведения.
Место нахождения: ЦГБ, ЦДБ, ГБ №2, 5, 15, 21, 23, 30. Паршин, Л. К. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова . - М. : Кн. палата, 1991. - 208 с.
Из дневника Булгакова: «Около двух месяцев я уже живу в Обуховом
переулке в двух шагах от квартиры К., с которой у меня связаны такие важные, такие прекрасные воспоминания моей юности…» Кто такая эта загадочная К., булгаковеды до сей поры не разгадали. Литературное расследование автора посвящено разгадке личности таинственной дамы, в которую был безнадежно влюблен М.А. Булгаков. Помимо истории о несчастной любви известного писателя к очаровательной княгине, вниманию читателей представлен рассказ о жизни потомков главной героини. Исследование биографий некоторых персонажей приводит к неожиданным открытиям, которые снова возвращают нас назад, в 20-е и 30-е годы прошлого столетия, но не в Москву, что было бы логичнее, а на берега Сены, Темзы, на побережье Средиземноморья и в Берлин. Немало страниц посвящено судьбам русских аристократов на примере родственников княгини и ее многочисленных знакомых.
Место нахождения: ЦДБ, ЦГБ, ГБ № 2, 3, 5, 11, 15, 21. Колганов, В. А. Булгаков и "Маргарита", или История несчастной любви "Мастера". - Москва : Центрполиграф, 2012. – 332с.
Книга московского искусствоведа Татьяны Поздняевой посвящена одному из самых известных романов XX века «Мастер и Маргарита».Согласно оригинальной концепции автора, картина мира, представленная в романе, носит апокалиптический характер. Проблемы добра и зла, истины, жизни и смерти, поставленные Булгаковым, не находят однозначного решения, а ощущение богооставленности заставляет героев искать прибежища у темных сил.
Место нахождения: ЦГБ, ГБ № 2. Поздняева, Т. Воланд и Маргарита. - СПб. : Амфора, 2007. – 445 с.
Когда казнили Иешуа Га-Ноцри в романе Булгакова? А когда происходит действие московских сцен «Мастера и Маргариты»? Оказывается, все расписано писателем до года, дня и часа. Прототипом каких героев романа послужили Ленин, Сталин, Бухарин? Кто из современных Булгакову писателей запечатлен на страницах романа, и как отражены в тексте факты булгаковской биографии Понтия Пилата? Как преломилась в романе история раннего христианства и масонства? Почему погиб Михаил Александрович Берлиоз? Как отразились в структуре романа идеи русских религиозных философов начала XX века? И наконец, как воздействует на нас заключенная в произведении магия цифр? Ответы на эти и другие вопросы читатель найдет в книге известного исследователя творчества Михаила Булгакова, доктора филологических наук Бориса Соколова.
Место нахождения: ЦГБ, ГБ № 3, 21. Соколов, Б. В. Тайны "Мастера и Маргариты". - М. : Эксмо : Яуза, 2006. – 603 с.
Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.
Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.