Саша, привет!
Данилов, Д. А.
- Категория: Личное мнение
- Примечание: 18+
Просмотры: 1000
Обзор
Данилов, Д. А. Саша, привет! : роман / Дмитрий Данилов ; иллюстрация: Виктория Лебедева. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. - 248, [1] с.
Аннотация: Главный герой новой книги "Саша, привет!" живет под надзором в ожидании смерти. Что он совершил - тяжелое преступление или незначительную провинность? И что за текст перед нами - антиутопия или самый реалистичный роман? Книга Дмитрия Данилова вроде бы про будущее, но мир предельного комфорта и тотальной несвободы, в котором очутился герой романа, кажется подозрительно знакомым: это прогноз на завтра, который сбывается уже сегодня. Но даже в этом клиентоориентированном застенке Данилов видит жизнь и рассказывает о нем с иронией и нежностью - значит, поживем еще. Юрий Сапрыкин Ты еще жив. Но уже мертв. Люди равнодушны и себялюбивы. Люди добры и бескорыстны. До тебя никому нет дела. Ты не одинок. Каждый раз мы выбираем одно из двух. И только Дмитрий Данилов выбирает все сразу.
Местонахождение книги: Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (зал художественной литературы), библиотеки 2, 3, 11, 15, 16, 21, электронная библиотека ЛитРес
Собственно, под довольно недурно оформленной обложкой скрывается представитель такого литературного жанра, как антиутопия.
Многие могут подумать: «ну в таком ключе писать проще всего, все тропинки уже протоптаны, а тропы сюжетные настолько заезжены, что аж плакать хочется. Что вообще ты нам принес, Максим?». А принес я удивительный с точки зрения стиля образчик современной отечественной литературы.
Итак, Россия периода не такого уж далекого будущего. В рамках программы по гуманизации правосудия была введена смертная казнь. Такой вот парадокс. Но есть нюанс: крайняя мера применяется только за экономические преступления и преступления против нравственности.
Перед читателем сразу предстает главный герой – мужчина по имени Сергей, или Сережа. У него все шло более чем хорошо – работа специалистом по литературе Серебряного века, преподавание в Московском государственном университете современного искусства и культуры. О чем еще можно мечтать?
Вот только у Сережи есть страшный секрет, который выбрался наружу: он вступил в пикантные отношения с двадцатилетней девушкой. По законам светлой России будущего она считается несовершеннолетней. Разумеется, Сергей оказался на скамье подсудимых. И достался ему билет, что называется, в один конец. Процесс прошел быстро, приговор вынесен не менее шустро. Казнить, нельзя помиловать.
Надо сказать, изменения коснулись не только законодательной системы, но и системы по работе с заключенными и приговоренными. Смертников отправляют в учреждение под названием Комбинат. И, честно говоря, условия там – мое почтение. Это очень извращенная версия какого-нибудь отеля среднего пошиба: у узников есть доступ к социальным сетям, их хорошо кормят и т.п. Но, опять же, есть несколько моментов: приговоренные не могут разговаривать друг с другом. А вот на втором моменте остановимся.
Раз в день заключенные проходят через коридор, в котором висит пулемет. Сотрудники Комбината любезно дали машине для убийства имя Саша. Так вот, заключенные ходят по коридору и ожидают, когда же Саша «заговорит» и изрешетит их. И никто не знает, в какой момент это произойдет. Ожидание казни может занимать как день, так и целые годы. И Сергей также оказался в зависимости от воли случая. Такие дела.
Как можно понять из небольшой вводной, любителям проводить разного рода параллели между книгой и реальностью есть, где разгуляться. В самой статье этого не будет. Перефразируя современника, «хочется просто поговорить о книге».
Дмитрий Данилов давно известен вниманием к мелким деталькам бытия. Стоит приготовиться к тому, что на страницах будет представлено дотошное описание максимально скучных, обыденных действий. Чаще всего они однообразные, повторяющиеся из раза в раз. Особое внимание уделяется зрительным и слуховым впечатлениям. Таков авторский путь, таков авторский стиль.
От вышеперечисленных приемов не отстает и язык. Конкретно в этой книге автор прибегает к нарочито бедному, блеклому языку, скупым предложениям. Любители витиеватых фраз и всяких искрометных упражнений со словом уйдут ни с чем.
Но именно такой стиль повествования – будто читаешь сценарий к фильму, а не художественное произведение – играет на руку книге. Это подчеркивает общую безысходность, которой она пропитана. Она (безысходность) хорошо проявляется в отношении окружения к участи Сергея. Коллеги, родители, жена и прочие сочувствуют мужчине, но выражается эта эмоция сдержанно, едва ли не равнодушно.
Так что да, как по мне, выбор в пользу искусственно «примитивного» языка более чем оправдан. Пафос и излишняя эмоциональность, присущие отдельным «коллегам по жанру», здесь были бы, как минимум, неуместны. Потому что, главный герой уже, по сути, мертвый человек. А мертвый человек никому не интересен. И эту мысль (одну из многих в тексте) Данилов раскрыл и подчеркнул успешно.
В этот раз позволю себе оставить вопрос «читать или нет?» без ответа. Потому что, при любых раскладах, в начале чтения возникнет недоумение. К манере повествования нужно привыкнуть. А дальше уже все находится в руках читающего.
Мне же книга понравилась. Я не стал бы называть ее шедевром «на все времена». Не поставил бы на полку «книги, к которым обязательно вернусь». Для меня это просто хорошее произведение с любопытной стилистикой, которое подарило определенные эмоции. Перефразируя классическую цитату: «а большего мне от книжки и не надо».
Солопьев М.М.
главный библиотекарь СИО ЦГБ им. А.С. Пушкина
Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.
Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.