Божья Матерь в кровавых снегах
Еремей Айпин
- Категория: Личное мнение
- Автор: Анна Бурыкина
- Примечание: 12+
Просмотры: 427
Обзор
Айпин, Е. Д. Божья матерь в кровавых снегах : роман / Е. Д. Айпин ; ил. Г. Райшева. - Екатеринбург : Пакрус, 2002. - 304 с. : ил. ISBN 5-901214-42-0
Аннотация: Роман повествует о малоизвестном трагическом событии - подавлении Казымского восстания, произошедшего через семнадцать лет после установления Советской власти (1933-1934 гг.).
Местонахождение книги: Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина, Центральная детская библиотека, библиотека (универсальная) № 21 им. Н. М. Рубцова, библиотека (универсальная) № 23
Книгу Еремея Айпина я долго не решалась прочитать, так как ее название уже говорило о том, что книга будет о страдании. Но потом совпало несколько факторов, которые перетянули мой страх соприкосновения с болью, и я взяла ее домой. Одним из таких факторов стало участие в акции «Большие книжные гонки», где читающая публика участвует в соревновании по количеству прочитанных страниц авторов своего и соседних регионов (Югра, Ямал и Тюмень). И еще мне давно хотелось поближе познакомиться с нашим югорским автором, современником, общественным деятелем, ярким представителем народа ханты. Читать книгу я начала уже по пути домой, в автобусе. И далее, каждый свободный час моего времени уходил на чтение именно этой книги, ведь обычно я параллельно читаю несколько книг. А все потому, что она отвечала всем требованиям, которые я предъявляю к книге, чтобы хотелось продолжать ее читать:
- книга понятная;
- она интересная;
- книга наполняет меня новым знанием и пробуждает мои эмоции;
- книга поддерживает те ценности, которыми я руководствуюсь в жизни;
- книга помогает мне понять ценности других;
- книга написана деликатным, тактичным языком, даже в самых острых моментах.
Много нового открыла мне эта книга. Еще одну историю о Царственных мучениках семьи Николая II, и о том, какое отражение нашла смена эпох первой трети ХХ века в таких дальних уголках нашей страны, как Остяко-Вогульский национальный округ (ныне Ханты-Мансийский). Это очень трагичная и болезненная история, но и она не осталась скрытой от людей.
Божья Матерь – это образ на иконе, который присутствует в романе, как сверхъестественная сила, к которой обращаются за защитой, когда не на кого больше рассчитывать, но и этот образ подвергся нападкам со стороны Красной армии и пострадал. Интересно, что у остяков присутствуют смешанные религиозные воззрения, в которых их традиционные божества помогают им за пределами дома, а христианские силы оберегают внутри жилища.
Главная героиня романа называется Матерь Детей, которых у нее в романе пятеро. У остяков особое отношение к именам. Чаще всего в обращениях у них присутствует не собственное имя, а, как я поняла, путь, которым идет человек, или предназначение, которым обладает называемый объект, его отличительная особенность: Отец Детей, Матерь Детей, Высоконогая, Матерь-волчица, Звезда Утренней Зари.
Очень трогательно представлены в романе многие моменты, когда люди остяцкого народа проявляют деликатность и уважение к людям и животным, заложенные на глубинном природном уровне, а еще, я открыла для себя непривычные остяцкие термины, такие как «сохранить дыхание детей» - о сохранении жизни, «жить по-иному» - о беременности.
Познавательным в романе был момент описания обряда захоронения погибших родственников у остяцкого народа. Тогда меня посетила мысль, как важна для человека смысловая наполненность. Без этих традиционных смыслов человек теряет свое лицо, утрачивает те нити, за которые он держится, когда внешние опоры сломлены.
Кроме того, в книге я открыла для себя много разных деталей из жизни северных народов: умение делиться и брать у природы столько, чтобы она не страдала; невмешательство в судьбу ее созданий; способы лечения, выживания в дикой природе; знание тонкостей природных условий (которые и помогали остякам побеждать в бою); уважение к мужу в диалоге, гостеприимство и немногословность.
И еще одно маленькое понимание открылось, благодаря названию женской национальной одежды – ягушка. Сразу стало понятно происхождение всем известной героини сказок – бабы Яги. Все совпадает: женщина из леса, значит из тайги. Живет Яга в избушке на курьих ножках, а ведь ханты (остяки) строят избушки в лесу на ножках (лабазы). Баба Яга на первый взгляд – героиня строгая или злая, а на самом деле оказывается ведуньей, умеет лечить и помогать, и это все тоже имеет отношение к северным женщинам. И животные ей служат, а ведь народы Севера очень бережно относятся к животным, и живут с ними в согласии и взаимной поддержке.
Удивительным моментом был эпизод прозорливого взгляда остяцких людей на то, как недолго продержится новая власть – не более века. Это навело на мысли о том, что люди, близкие к природе, могут иметь дар прозорливости, ведь законы природы, установленные создателем, действуют непреложно, и, вникая в законы природы, можно предусматривать будущее. И только люди далекие от природы и знания ее законов, не могут понять последствия своих действий.
В общем, книга произвела на меня незабываемое впечатление, наполнила меня новым содержанием, я поняла, что у народа, который назван неграмотным в документах, помещенных в конце книги, нам есть чему поучиться.
Хочется отметить, что большую роль в визуализации образов, картин быта, описываемых в книге, для меня сыграло посещение выставки и творческой встречи в библиотеке с фотохудожником Александром Заикой. Его фотоработы посвящены быту хантыйского народа на стойбищах, и являются документальным отражением их современной жизни, которая в целом сохраняет свою традиционность и во много неизменна.
В конце романа у меня сложилось ощущение, что Божья Матерь – это и главная героиня, спасающая своих детей, отдающая себя в жертву, несущая природное предназначение материнства до самого конца, и именно она и есть Божья Матерь, создание Бога, действующая в соответствии с заложенным в ней божественным замыслом. Поразительна жизнеутверждающая позиция героини книги, которая хочет выжить любой ценой ради своих детей, и верит, что даже после смерти, которая будет обязательно благородной, она будет рядом со своими утраченными родственниками в Верхнем мире.
Это очень сильное произведение, эмоционально глубокое и трогательное. Я очень рада знакомству с ним и писателем Еремеем Айпиным.
Анна Бурыкина,
заведующий отделом обслуживания
Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина
Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.
Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.