В тени старого кедра. Повести на хантыйском и русском языках.
Айпин Е.Д.
- Категория: Личное мнение
- Автор: Л.Ю. Кондакова
Просмотры: 2564
Обзор
Айпин Е.Д. В тени старого кедра. Повести на хантыйском и русском языках. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. – 256 с. ил.
Место нахождения: отдел краеведения ЦГБ им. А.С. Пушкина, ЦДБ, библиотеки 3, 11, 23
Повесть «Я слушаю землю» служит лейтмотивом творчества Айпина:
«Я пришел на Землю в самый долгий день года. Быть может, поэтому мне кажется, что я помню себя со дня своего рождения. Помню, как мама носила меня на руках. Помню тепло ее добрых, ласковых рук. …Помню высокое-высокое небо над головой и перелетных птиц, что приносили теплую весну. Птиц, что приносили изумительные белые ночи. Птиц, что разноголосым гомоном будили всю округу, весь наш Север. А за весной приходило лето с очень вкусными ягодами… Помню, как наступала осень, и перелетные птицы уносили тепло в далекие края»
В своих произведениях автор создает такую атмосферу, которая погружает читателя в ритм природы. Тайга, охотничье угодье. Кажется, жить в нём скучно и неинтересно. Для детей же всё оказывается наоборот. Ведь вокруг всё такое красивое - реки, родниковые озёра, чистый белый ягель, священные сосновые боры, трепещущие прибрежные осинники и черёмуховые гривки. Всё полно свежестью, всё живёт, дышит, радуется или печалится. В тайге много зверей и птиц, которые оживляют лесной мир. Есть маленькие забавные медвежата с грозной мамой-медведихой. И подходить к ним опасно, можно только тихо наблюдать. Весной на лесной опушке рождается маленький коричневый лосёнок. Сам он крошечный и копытца у него крошечные, а уши уже большие-большие и большие влажные глаза. Его оберегает мама лосиха - лесная красавица. В угодье у детей тоже есть – животные. Есть лайка Кутюви, которая ворует рыбу своему жениху-волку, а потом приводит к людям и мужа-волка и выводок щенят. Есть красавица олениха и маленькие оленята. Дети очень любят оленят, они ласкают их, угощают оленьими лакомствами - сушёными чебаками, целуют в нос, в мордочку и напутствуют: «Расти большим, расти здоровым, расти красивым! Так подрастают дети на лоне первозданной природы и начинают познавать мир вокруг и образ жизни своего лесного народа ханты. Вместе с ними и читатель начинает познавать это многообразие жизни. Читатель узнаёт, что ханты испокон веков жили в единении с природой, по законам природы. Эти законы формировали поступки, правила поведения, традиции, обычаи, весь уклад жизни лесного народа. Ханты считали всех людей на земле – родственниками. Одушевляли природу и были убеждены, что нельзя приносить зло родственникам и всему живому. Ханты считали, что нельзя брать от природы больше, чем она может дать. Надо оставлять ягоды, грибы, орехи и другим людям, т.е. зверям и птицам. Более того, они знали, что необходимо восполнять богатства земли. Поэтому у ханты существовали заповедные реки и озёра, священные боры, где никто никогда не рубил деревья, не пугал зверя и птицу, не ловил рыбу. Там звери и птицы спокойно выводили и растили своё потомство, а потом оно разлеталось и разбегалось по всей таёжной и не таёжной земле. Страшным грехом ханты считали воровство. Так хозяйка угодья была, как громом поражена, когда узнала, что лайка Кутюви ворует рыбу, и строго отчитывала её: «Ты зачем продырявила Кут Хол, а? Ты зачем воруешь рыбу, а? Разве ты голодная? И не стыдно тебе воровать, Кутюви? Не стыдно? Хозяйка убеждена, что собака понимает её, и больше не будет воровать рыбу и позорить семью. Ханты считают, что нельзя сквернословить, так как от плохого слова может заболеть дерево, исчезнуть целебная сила источника и можно глубоко обидеть, даже убить человека. Нельзя кричать на ребёнка, так как это оскорбление всей матери-природы. Люди тайги очень гостеприимны. Они поделятся последними припасами, обогреют своим теплом, своим костром не только усталого спутника, но и старика-кедра и далёкие тёмные урманы. И ещё много и много-много доброго и человеческого в образе жизни ханты, которые не грех бы перенять и нам. Сегодняшним.
Повести состоят из небольших рассказов и каждый из них в конце как будто подводит черту и определяет правило жизни, подсказанное природой. Родители понимают это и очень тонко приучают детей к общечеловеческим нормам жизни. Например, в главе «Я слушаю землю» мама говорит маленькому сыну: «Не шуми, солнце скоро сядет»! А когда сын возражает: «Ну и что - пусть садится», то она поясняет, что вечером воды и земли засыпают, пришло время их сна и солнце идёт на отдых, оно устало за день. Ночью засыпают и крылатые птицы, и ногастые звери, и жучки-паучки, и деревья-травы. Всё живое ночью спит. Вот почему вечером нельзя громко смеяться и разговаривать, стучать и греметь. Нужно думать и о других. В материнских поучениях выразилось уважение к людям и всему миру. И так выстраивается всё содержание.
Повесть «В тени старого кедра» рассказывает о мальчике-подростке Микуле. Он ещё школьник, но уже готов выходить на тропу охотника, понимает жизнь тайги, душу каждого зверя и птицы. Например, мысли и чувства умирающего медведя. Проследив мысленно, как умирал зверь, Микуль осторожно поправил его согнутую лапу, «чтобы старику-медведю было удобно лежать у озера осенней воды».
Роман «Ханты, или звезда утренней зари» - чтение для взрослых. В нём более полно и выразительно показаны образ тайги и образ народа ханты. Пронзительно больно рассказывается о том, что освоение севера, хищническое отношение к природе пришельцев, поставили на грань выживания «маленький» лесной народ ханты.
Я прочитала все книги хантыйского писателя Еремея Айпина, и поняла, что самые близкие для меня – это «Я слушаю землю», «В тени старого кедра» и «Ханты или звезда утренней зари». На мой взгляд – это жемчужина не только творчества Еремея Даниловича, но и творчества писателей Севера. В книгах показан образ тайги и народа ханты. Они полны лиризма, душевной тонкости, теплоты, мудрости и ума. Когда я открываю повесть «В тени старого кедра» и начинаю читать: «Голос костра был ровным и спокойным». Я вся превращаюсь во внутренний слух. Мне больше ничего не надо в этом мире. Только эта повесть, покой и тихое дыхание тайги.
Л.Ю. Кондакова,
библиотекарь отдела обслуживания ЦГБ им. А.С. Пушкина
Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.
Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.