Дети мои
Гузель Яхина
- Категория: Личное мнение
- Автор: Л.Ю. Кондакова
- Примечание: 16+
Просмотры: 1062
Обзор
Гузель Яхина. Дети мои [Текст]: роман / Гузель Яхина ; [предисловие Елены Костюкович]. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2018. - 493, [2] с. ; 21 см. - (Проза Гузель Яхиной). - На обложке: Лауреат премий "Большая книга" и "Ясная Поляна". - Комментарии: с. 489-494. - 16+. Для детей старше 16 лет. - ISBN 978-5-17-107766-2 (в пер.): 696-50, 20000 экз.
Место нахождения: зал художественной литературы ЦГБ им. А.С. Пушкина, библиотеки 2,3, 11, 15, 16, 21, 23.
«Дети мои" - второй роман татарской писательницы Гузель Яхиной. Первый - "Зулейха открывает глаза", созданный на основе реальной биографии её бабушки, принес автору широкую известность.
Новый роман также посвящен России начала 20 века, потрясениям, которые навсегда перевернули привычный уклад жизни целых народов, в данном случае – приволжского села Гладенталь. О задумке книги автор говорит следующее: «Я хотела рассказать о мире немецкого Поволжья – ярком, самобытном, живом – созданном пришлыми людьми в чужой стране, а сегодня затерянном в прошлом. Показать всю толщу их жизни». Сразу возникает вопрос: «А что раньше об этом никто не писал»? Да, скорее всего, мало писали. И невольно хочется погрузиться в книгу. Но уже в первой части испытываешь лёгкое раздражение, которое постепенно усиливается. Где же эта толща, обещанная автором, где яркость и самобытность немецкого Поволжья? Где его история? Ничего этого не чувствуешь, будто взгляд скользит по поверхности явлений. Нет ярких личностей, отражения традиции, очарования сельских праздников. Нет образности - всё какое-то схематичное. Я невольно сравнила книгу «Дети мои» с «Поющими в терновнике» К. Маккалоу. Там ведь тоже на примере жизни удаленной усадьбы показан мир пришлых людей в Австралии. Но какой это мир – яркий, полный жизни, чувств, переживаний, интересных судеб! Действительно мир овчаров Австралии. Конечно, Яхина и Маккалоу писатели разных уровней. Но не грех бы и поучиться.
Далее… Главный герой Бах - учитель словесности в немецком поселении, человек - нерешительный, замкнутый, боязливый. Его насильно привозят на хутор, отрезанный от прочего мира Волгой, для обучения взрослой дочери хозяина, Клары. И здесь его серую жизнь освещает большая любовь, о какой он даже и не мечтал. Но любимая женщина умирает при родах, оставив Баху дочку, которую он называет Анной - ласково Анче. В результате психологической травмы, Бах теряет дар речи. Зато открывает в себе иной дар - дар письменного слова. Начинает сочинять сказки для того, чтобы заработать козьего молока для маленькой дочки. Пытается в своих записках воссоздать хронику поселения Гладенталь, показать его живым, каким он был раньше в плоти и крови. И эти сказки интересны молодому поколению. Но ведь они не могут показать реальную жизнь и историю, так как написаны на основе уже известных сказок Андерсена и Братьев Гримм.
На хутор, к семье Баха прибивается беспризорный мальчик и становится сыном и братом. Семья, дети – очень трогательные страницы книги, особенно воспитание маленькой дочки. На острове Бах живёт долгие годы - наблюдает и оценивает издали, со стороны, новые события жизни немецкого поселения. Взгляд со стороны позволяет герою беспристрастно судить о сущности новых явлений в жизни родного народа на фоне истории российского крестьянства 1920-1930-х годов. Позволяет прочувствовать весь трагизм народа. В то же время необходим взгляд изнутри, чтобы передать движение жизни этого периода в мелких и крупных деталях, чего недостаёт в повествовании. Конец книги – вполне ожидаемый. Дети Баха вырываются из уединения в большой мир. И не возвращаются, не навещают ни родной хутор, ни любящего отца, что выглядит неестественно и очень печально.
Таким образом, при всех имеющихся удачных моментах и фрагментах повествования, тонкостях описаний, хорошем языке, на мой взгляд – книга не получилась. Г. Яхиной не удалось создать полное живое полотно и живые характеры. Создается ощущение, что это пробный набросок, рукопись, а не законченное произведение.
Я хотела вначале предложить дискуссию по книге, а потом поняла, что дискутировать-то не о чем, да и незачем.
Л.Ю. Кондакова,
библиограф отдела краеведения ЦГБ им. А.С. Пушкина
Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.
Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.