Тропою испытаний
Федосеев, Г. А.
- Категория: Личное мнение
- Автор: Л.Ю. Кондакова
- Примечание: 12+
Просмотры: 1198
Обзор
Федосеев, Г. А. Тропою испытаний [Текст] : повесть : [для детей сред. шк. возраста] / Федосеев Г. А. ; рис. Е. Савина. - М. : Дет. лит., 1977. - 303 с.: ил. - (Золотая библиотека. Избранные произведения для детей и юношества).
Место нахождения: библиотека 16 – 1, библиотека 23 - 1, центр. детская библиотека – 1, центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина-3
Аннотация: Книга-путешествие, книга-энциклопедия для романтиков, влюбленных в свое дело людей и вступающего на свою тропу юношества. Автор книги — инженер-геодезист. В повести он описывает экспедицию 1949 г. Ее цель — создание карты дальневосточного массива, примыкающего к Охотскому морю.
Я впервые встретилась с книгами Григория Анисимовича Федосеева в начале 1970-х годов и полюбила их навсегда. Мне, кажется, сейчас он несправедливо забыт. Г. А. Федосеев, инженер-геодезист более двадцати лет трудился над созданием карты Восточной Сибири. Он проводил экспедиции в самых отдаленных и малоисследованных районах, побывал в Забайкалье, Саянах, Туве, на Алданском нагорье, на берегах рек Ангары и Зеи, на побережье Охотского моря. Прожил жизнь, полную удивительных приключений. Дневники и записки маршрутов легли в основу всех его книг.
Книги Г. А. Федосеева правдивы, но не просты. Они включают как бы три плана.
Первый план – это описание маршрута, жизни экспедиции, полной необычайных трудностей и испытаний, порой на грани выживания. Здесь были необходимы физическая выносливость, стойкость, сила духа, чувство локтя, душевная чистота, дружба, преданность. В испытаниях сплотился и выжил коллектив твёрдый, как скала.
Второй план - это описание людей тайги – свободолюбивых эвенков, которых когда-то вытеснили с насиженных мест. И эвенки ушли в глухие места, не желая подчиняться более сильным и жестоким соперникам. Они навсегда сроднились с этой суровой, стылой землёй. Им дороги не только безбрежная первозданная тайга, величественные панорамы, открывающиеся с горных вершин, но и расстилающиеся до далекого горизонта ржавые мари, зыбуны, болота. На сотни километров ни единого следа человека, только звери, птицы да гнус. Здесь они кочуют со своими оленьими стадами, терпят трудности и лишения, но для них нет места роднее и ближе. Живут почти первобытно - общинным строем, как и их предки, справедливо деля добытое: мясо, рыбу, продукты питания. Здесь при наличии еды никто и никогда не останется голодным. У них свой своеобразный кодекс жизни, который включает честность, любовь ко всему живому на земле, бережное отношение к природе, гостеприимство.
И третий план – это преданный друг и проводник Г.А. Федосеева старик-эвенк Улукиткан - источник мудрости, жизненного опыта, знания законов природы, человек необычайной выносливости, мужества и силы духа. Без него невозможно было представить жизнь и успех экспедиции. Всё это сливается в один взаимопроникающий сплав.
Стиль и язык произведений высокохудожественный, богатый даёт простор образному восприятию действительности. Мы будто проникаем в жизнь героев книг, вместе с ними любуемся живыми картинами природы, испытываем азарт охоты, переживаем невероятные трудности, и простые человеческие радости. Вот, нежат нас картины летней природы «млела тайга, овеянная тёплым воздухом», «над лесом и рекой разлилась вечерняя прозрачность». Какое очарование, правда!? А вот совсем другая картинка, которая заставляет почувствовать другое состояние суровой природы и события. Федосеев и Улукиткан, вывихнувший ногу, ночуют в одном спальном мешке. Их заносит снегом: «Кто знает, как долго мы находимся в забытьи, наступил ли день, или всё ещё продолжается ночь. Буран, не ослабевая, дует над седловиной, стужа находит нас и под ворохом тёплой одежды… Скрип снега и невидимое нам существо, начинает разгребать сугроб над нашим изголовьем. Э-э! – вдруг протягивает облегчённо старик, – однако это Бойка с Кучумом. Люди нас ищут». И так в продолжение всего маршрута. Вот олени с грузом бредут по наледи, оставляя следы, заполненные водой с кровью из пораненных ног, и до сердечной боли жалко этих благородных, преданных людям животных. Вот, Улукиткан, потеряв зрение при ударе головой о камень при переправе через бурную реку, ведёт Федосеева по незнакомой тайге. Слепой ведёт зрячего к отряду геодезистов, чтобы передать задание штаба экспедиции. Ценой невыразимых страданий преодолевают они выпавшие на их долю испытания и выходят, наконец, к людям. Люди экспедиции не ищут приключений, они изучают территорию, будущего освоения, чтобы нанести её на карту. Испытания сами поджидают их на маршруте.
В книгах исключительно зримо и живо описаны сцены охоты на сокжоев (диких оленей), лосей, медведей, горных баранов. В походе, ночёвках в палатках или у костра, на берегу бурных рек, на опушке леса, в процессе охоты Федосеев учится видеть и понимать природу глазами Улукиткана, чувствовать её душу, звучание, состояние. Учится слышать, как весело шумит лес перед хорошей погодой, жалобно и скорбно – перед бураном, как радуются весне звонкий ключ, и ручей, звери и птицы. Он узнаёт, в какие наряды одевается тайга и её обитатели в зависимости от времени года: всему свой срок «люди часто про время забывают, посмотри, как в тайге: зима ещё не пришла, а зверь уже тепло оделся; на озере ещё льда нет, а птица давно откочевала».
Об этой книге невозможно рассказать, настолько она насыщена настоящей жизнью и событиями. Её надо читать. Воспринимать каждую строчку, как гимн мужеству, любви к жизни, необыкновенной порядочности, душевной, братской, бескорыстной дружбы.
Л. Кондакова, библиотекарь отдела обслуживания ЦГБ им. А.С. Пушкина
Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.
Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.