Московские повести
Трифонов, Ю. В.
- Категория: Личное мнение
- Автор: А.Г. Дарутина
Просмотры: 1319
Обзор
Трифонов, Ю. В. Московские повести [Текст] / Ю. В. Трифонов ; Ю. В. Трифонов. - М. : Совет. Россия, 1988. - 475 с., 1 л. портр. - 1-90.
Местонахождение книги: зал художественной литературы ЦГБ, библиотека № 3, 15, 21
Случайно прочитав в одном журнале о Юрии Трифонове и его повести «Дом на Набережной», я открыла для себя этого глубокого, вдумчивого, объемного писателя. Его проза написана в лучших традициях русской классики – язык живой, образный, тексты плотно наполнены смыслами. Несмотря на то, что произведения Юрия Валентиновича написаны в прошлом веке, они не кажутся устаревшими. Да, в них ощущается время. Но темы актуальны по сей день. В сборнике несколько повестей, каждая из которых – размышление о человеческих ценностях, о современном поколении (80-х годов прошлого века), о том, что в суетной жизни люди забывают о таких важных понятиях как честь, порядочность, независимость.
В своем творчестве автор возвращается к теме обычного («маленького») человека. Его главные герои не относятся к числу выдающихся людей, не являются героическими личностями. Это те, кто живет среди нас. Вопросы, которые возникают у них – результат нравственного выбора. В определенный момент они все попадают в ситуацию, которая заставляет их задуматься о собственной жизни, переосмыслить её (смерть близкого человека, уход из семьи, встреча с посланником из детства).
И дети героев являются некоторой оценкой «правильности» жизни. В «Предварительных итогах» сын главного героя Кирилл – легкомысленный, неискренний, пустой человек, стремящийся жить без забот, не работая, используя любые возможности для получения денег, не брезгуя воровством иконы у своей бывшей няни. В «Другой жизни» дочь главной героини Иринка может спокойно сказать матери жестокие слова – «странный характер! Что-то неустоявшееся, грубое, жестокое…».
Главный герой «Дома на Набережной» Глебов также результат жизненной позиции отца – «…а внутри отцовской природы, скрытым стержнем, вокруг которого все навивалось, было могучее качество – осторожность: «Дети мои, следуйте трамвайному правилу – не высовывайтесь!» и пример поколения, выросшего во времена всеобщего людского страха. Его поступки объясняются именно этими составляющими – предательство своих одноклассников из-за страха, который ему внушил приемный отец Левки Шулеповникова, предательство своего учителя – боязнью потерять свою карьеру.
Да, это не легкая, веселая, добрая проза. Это серьезные сложные произведения, основной посыл к читателю которых – оценить собственную жизнь через жизнь и поступки героев, понять, что требуется изменить и что это сделать необходимо.
Думаю, читать Юрия Трифонова нужно всем. Это своего рода противовес современной бессмысленной литературе и однообразному плоскому кино с его псевдогероями и псевдо жизнью. Особенно важно обсуждать его произведения с молодежью для её развития и формирования настоящих жизненных ценностей.
Алла Дарутина,
заместитель директора
централизованной библиотечной системы
Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.
Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.