Территория
Куваев, О. М.
- Категория: Личное мнение
- Автор: А.Г. Дарутина
- Примечание: 16+
Просмотры: 1212
Обзор
Куваев, О. М. Территория [Текст] / Олег Михайлович ; О. М. Куваев ; вступ. ст. В. Дробышева ; ил. худож. В. Л. Гальдяева. - М. : Профиздат, 1984. - 464 с. : ил., портр. - (Библиотека юношества). - Худож. указ. в вып. данных. - 2-00.
Место нахождения: абонемент ЦГБ
Прочитала книгу после просмотра одноименного фильма. Книга читается легко и без ощущения отставания от жизни, не смотря на то, что речь идет о поисках на Чукотке золота в 50-е годы прошлого века.
Сильные характеры, точные емкие описания людей и местности. Главные герои - цельные сильные целеустремленные люди. Именно таких не хватает в современной литературе.
И это даже не ностальгия, а некоторая грусть по ушедшим отношениям, где мерилом было понятие чести и порядочности, где проверкой на прочность и стойкость был Север, а оценкой «свой человек или временный» - отношение к труду, самоотдача. Автор не стремится приукрасить своих героев, усилить, так сказать, впечатления. На Территории живут и работают живые люди с разными характерами и судьбами. Чинков по прозвищу Будда – пример волевого сильного руководителя, иногда жесткого, но глубоко уверенного в том, что на Территории есть золото. Жора Апрятин – потомственный геолог (дед – известный географ, учил его «по книге Николая Михайловича Пржевальского, мочил водой по утрам, самовластно направил в горный институт и самовластно распределил работать на Север»), которому самолюбие не позволяло работать плохо и который не приемлел неуважительного отношения к себе. Сергей Баклаков – честолюбивый вятский парень (его точка зрения, что цель можно достичь хорошей физической подготовкой, знаниями, трудом, настойчивостью и выносливостью достойна уважения), его взросление и возмужание проходит на глазах читателя. Кьяе – пастух, в образе которого собраны черты народа, исконно проживавшего на Территории – глубокая взаимосвязь с природой и философское отношение к Жизни и Времени:
«Кьяе думал о Времени. Когда он думал о веренице прожитых лет, о том времени, когда не было еще самого Кьяе, но уже был отец, о еще более раннем, когда не было и отца, но был народ Кьяе, он всегда представлял себе вереницу холмов в тундре. Холмы в аналогии Кьяе были событиями, которые, в сущности, составляют Время. Без событий нет Времени – это Кьяе знал твердо. Если даже представить нечто отдаленное как шепот умершего, то и тогда были события, а значит, было и Время. Холмы составляют тундру. Тундру можно сравнить с жизнью, с безбрежным ее пространством. Такова была схема жизни, пространства и времени, выработанная пастухом Кьяе…»
Но главное – ценность человеческой жизни для человека тундры. В романе Кьяе два раза спасает людей. В первый раз он находит лежащего в лихорадке и лечит Баклакова, во второй – инженера Гурина. Он загоняет своих ездовых оленей, чтобы привезти Гурина, сломавшего обе ноги, на метеостанцию. И для него не стоит выбор – олени (а для пастуха ездовые олени – большая ценность) или человек. И это наполняет произведение глубоким смыслом и позволяет задуматься о призвании человека, смысле его существования. Думаю, такие книги нужно читать взрослеющим юношам.
Алла Дарутина,
заместитель директора
централизованной библиотечной системы
Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.
Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.