Из осажденной крепости не бегут…

6 июня в Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина открывается выставка «Из осажденной крепости не бегут…», посвященная юбилею Великой Победы.

6 июня 2025 года в МБУК «Централизованная библиотечная система» открывается выставка «Из осажденной крепости не бегут…», созданная в рамках деятельности регионального центра Всероссийского музея А. С. Пушкина в г. Сургуте. В рамках партнерского проекта старейшего пушкинского музея России сургутянам представят цифровые копии оригинальной графики. Юные и взрослые посетители Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина познакомятся с творчеством выдающегося книжного графика и театрального художника И. Я. Билибина.

Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году под Петербургом в семье военно-морского врача, окончил классическую гимназию и юридический факультет Петербургского университета. В 1895–1898 годах занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств под руководством И. Е. Репина. С 1899 года работал над иллюстрациями русских народных сказок и сказок А. С. Пушкина, оформлял спектакли в Оперном театре С. И. Зимина в Москве. С 1907 года преподавал класс графического искусства в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. После революции находился в эмиграции, работал в театрах Парижа, Праги, Буэнос-Айреса.

В 1936 году вернулся в Ленинград, где продолжил работу как книжный иллюстратор и театральный художник. С начала Великой Отечественной войны, спасаясь от бомбежек, жил и работал в подвале Академии художеств – создавал иллюстрации к русским былинам. Умер 7 февраля 1942 года в больнице при Академии художеств. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.

Иван Яковлевич Билибин известен, прежде всего, как книжный иллюстратор и мастер декорационного искусства. Особое место в его творческой биографии занимало художественное оформление сказок А. С. Пушкина в иллюстрации и на театральной сцене. К Пушкину у художника было особое отношение – Билибин отмечал, что считает его «первым из русских поэтов».

Выставка условно разделена на две части. В первой представлены иллюстрации художника, во второй – эскизы декораций и костюмов. Экспозиция построена не в хронологической, а в тематической последовательности – от произведения к произведению. Первая иллюстрация художника – к стихотворению Пушкина «Ворон к ворону летит…», которое является вольным переводом народной шотландской баллады «Три ворона». Дальнейшие изображения – это иллюстрации к сказкам «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане», сделанные до революции 1917 г., после которой Билибин на шестнадцать лет уехал за рубеж. После возвращения на родину в 1936 году он вернулся к пушкинской теме и продолжил работу над «Сказкой о царе Салтане».

Для раннего билибинского стиля характерно сочетание русского лубка и японской гравюры, а также влияние западного символизма и модерна. Самый яркий пример такой эклектики – иллюстрация «Бочка в море» к «Сказке о царе Салтане», где прослеживается явная реминисценция к знаменитой «Большой Волне в Канагве» Кацусики Хокусая, который в свою очередь повлиял на формирование как модерна, так и импрессионизма. Однако импрессионизм не был близок Билибину. Во время учебы в мастерской И. Е. Репина будущий художник оставил в альбоме одного из друзей запись: «Я, нижеподписавшийся, даю торжественное обещание, что никогда не уподоблюсь в духе Галлена, Врубеля и всех импрессионистов. Мой идеал – Семирадский, Репин (в молодости), Шишкин».

Но Билибин старался уйти только от эклектики и углубился в изучение русского классического лубка – старинной гравюры. Тому предшествовали поездки на Русский Север, в Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии по заданию этнографического отдела музея Александра III. «Облагороженный лубок» – именно так можно назвать стиль Билибина.

Эволюция стиля художника приходится на 1920-1930-е гг. Уже в иллюстрациях к «Сказке о царе Салтане (1936-1937) Билибин не ограничивается только лишь контурной линией, характерной для дореволюционного периода его творчества, а прибегает к сложной штриховой сетке. Штрих становится свободнее и уже не так строго подчинен орнаментальному порядку. Именно в эти годы художник преподает в графической мастерской Академии художеств. В своей учебной программе он писал: «Графический рисунок может быть и типа линейного, упрощенного, близкого к контурному, но, с другой стороны, и типа, обильно покрытого штриховой тканью».

Вскоре после завершения работы над иллюстрациями к «Сказке о царе Салтане» Билибин приступил к созданию иллюстраций для «Сказки о золотом петушке», которые стали, возможно, лучшим книжным ансамблем и самым ярким проявлением его уникального стиля. На примере иллюстрации «Царь Дадон и звездочет» (1906) можно говорить о гротескности образов, их памфлетной заостренности. Примечательно, что художник работал над сюжетами пушкинских сказок фактически «вослед за поэтом», ровно в той же последовательности, в том хронологическом порядке, в котором эти сказки были Пушкиным написаны.

К произведениям Пушкина Билибин обращался и как театральный оформитель. На выставке представлены созданные им эскизы декораций и костюмов для сценических постановок, среди которых оперы, основанные на текстах поэта – «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.

Особого внимания заслуживает оформление художником оперы «Золотой петушок», поставленной в оперном театре С. И. Зимина (1909 год). Рецензенты по-разному относились к той или иной стороне спектакля, но единодушно высоко оценили художественное решение Билибина, которое также потребовало лубочно-графической манеры исполнения.

Выставка адресована юным и взрослым посетителям. Не претендуя на полноту рассказа о жизни и творчестве И. Я. Билибина, она позволяет еще раз прикоснуться к биографии замечательного художника и настоящего героя, отказавшегося покинуть блокадный Ленинград. «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают» – таков был ответ Билибина, когда ему предложили эвакуироваться. Он умер от истощения, до последнего дня рисуя своих богатырей, работая, несмотря на все трудности и болезни.

© Всероссийский музей А.С. Пушкина
Выставка проходит в зале искусства (3 этаж) с 6 июня по 31 декабря.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий

Наш адрес: 628408, Тюменская обл., ХМАО-Югра, Сургут, ул. Республики, 78/1

8 (3462) 28-61-97, 28-56-93, 28-62-49

Режим работы | Схема проезда

Карта сайта


Если Вы заметили ошибку, выделите ее и нажмите на клавиатуре Ctrl + Enter, также можно Сообщить о проблемах в работе сайта.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать Вас и получать информацию о Вашем пользовательском опыте. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, вы должны покинуть сайт. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на использование файлов cookie, обработку и хранение Ваших персональных данных.