Пресс-релиз
Киновечером «Российское кино: первые кадры», который состоится 11 февраля, в 17.30 в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина, начнется целый ряд мероприятий, подготовленных городскими библиотеками в рамках Года российского кино.
В центре вечера – история зарождения кино в России: первая демонстрация «фильмы» в Петербурге и Москве, первые документальные съемки Камилла Сёрфа,и Альфреда Федецкого и съемки первого художественного фильма «Понизовая вольница». Гости узнают (или вспомнят) забытые и полузабытые имена, без которых отечественное кино могло быть совсем другим: оператора и продюсера Александра Дранкова, не только в течение двух лет снимавшего Льва Толстого, но и послужившего прототипом одного из героев булгаковского «Бега»; Александра Хонжонкова, на базе киноателье которого был создан «Мосфильм», первых «звезд» отечественного кино Веры Холодной и Ивана Мозжухина, Отрывки из фильмов, фотографии помогут проникнуться атмосферой успешно развивающейся в России с 1896 года киноиндустрии.
Отдельным блоком на вечере будет представлена краткая история кино в Сургуте и Сургутском районе: красные лодки, агитбригады, первый кинотеатр. Своими воспоминаниями поделятся журналист Галина Кондрякова и Нина Тверитина - руководитель кинозала «Галерея кино» (филиала АУ ХМАО – Югры «Югорский кинопрокат» в г. Сургуте).
Светлана Романова
Пост-релиз
«Российское кино: первые кадры…»
То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно,
жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино.
Юрий Левиданский
Киновечер под таким названием прошел в Центральной городской библиотеке им.А.С. Пушкина 11 февраля. Поводом для разговора о кинематографе послужило объявление 2016 года Годом российского кино в РФ. На торжественном его открытии, состоявшемся в Санкт-Петербурге, на сцене Мариинского театра, Президент В.В. Путин призвал «привлечь внимание к российскому кинематографу, умножить усилия по популяризации, повышению качества и общественного значения одной из важнейших гуманитарных отраслей".
Безусловно, история российского, советского кино является славной страницей в истории страны. Велик вклад и в мировой кинематограф: всему миру известны имена Эйзенштейна и Козинцева, Ромма и Параджанова, Герасимова, Чухрая, Калатозова…
История российского кинематографа началась с сотрудничества с кинокомпанией братьев Люмьер, когда в Москву, для съемки торжеств в честь коронации императора Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны был приглашен оператор Камилл Сёрф. Так, 14 мая был снят первый в истории документальный фильм-репортаж и произведена первая в мире документальная съёмка коронации монарших особ.
История кинематографа в России началась 14 мая 1895 года, когда для съемок торжеств в честь коронации императора Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны в Москву был приглашен оператор кинокомпании братьев Люмьер. Камиллом Сёрфом был снят первый в истории документальный фильм-репортаж и произведена первая в мире документальная съёмка коронации монарших особ.
И уже 4 мая 1896 года состоялся первый в России кинопоказ. Произошло это в Петербурге, в увеселительном саду «Аквариум», там, где сейчас находится студия «Ленфильм». Провинциальная публика увидела кино летом того же года на Нижегородской ярмарке. Один из зрителей – А.М. Горький, поделился своими впечатлениями с читателями газеты «Нижегородский листок»: «Синематограф — это движущаяся фотография, … и изобретению этому, ввиду его поражающей оригинальности, можно безошибочно предречь широкое распространение».
Горький оказался прав – синематографы в крупных городах России начали расти как грибы: уже в 1913 году в России работали 1 412 кинотеатров, из них 134 — в Петербурге и 67 в Москве. Киноленты продолжали привозить из-за границы, но и отечественное кино уже в начале века дало свои плоды: в октябре 1908 года на экраны вышла первая отечественная «фильма» «Понизовая вольница», снятая по мотивам песни «Из-за острова на стрежень».
Интересна личность продюсера этого фильма Александра Дранкова – профессионального фотографа, «Поставщика Двора Его Императорского Величества», корреспондента лондонской «Таймс» и парижской «Иллюстрасьон». Благодаря съемкам Дранкова в архивах сохранились документальные кинокадры Льва Толстого, Максима Горького, Леонида Андреева… Другим известным пионером российского кинематографа был Александр Ханжонков – продюсер, режиссер, сценарист, издатель киножурналов. В 1912 году в его киноателье Владиславом Старевичем был снят фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Это был первый в мире (!) мультипликационный фильм, снятый в технике объёмной анимации. Первым был Александр Ханжонков и в производстве научно-познавательных, видовых и этнографических картин. С ним работали Иван Мозжухин, именуемый величайшей звездой российского немого кино и самая знаменитая российская киноактриса своего времени – Вера Холодная.
Интересно, что практически все киностудии, известные нам на протяжении десятилетий, берут свое начало в открытых до революции частных киноателье. В основе студии им. М. Горького лежит киноателье «Русь», созданное костромским купцом М. Трофимовым; Одесской киностудии - киноателье «Мирограф» М. Гроссмана, «Мизрах» и кинофабрика К. Борисова. Купленный ранее в Москве А. Ханжонковым для развития собственного производства картин участок земли на Житной улице и ателье Ермольева, национализированные в 1919 году, стали основой Мосфильма. Организованное Ханжонковым же киноателье в Крыму - легло в основу Ялтинской киностудии…
Некоторое впечатление о том, каким был путь кино на территории нашего округа, можно получить, посмотрев фильм «Агитбригада «Бей врага!». Он был снят в 2007 году компаниями Ленфильм и Югра-фильм. Режиссер картины - Виталий Мельников, в активе которого внушительный список замечательных фильмов, нежно любимых зрителями уже на протяжении многих десятилетий - «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Старший сын», «Здравствуй и прощай».
В основу сценария, написанного самим Виталием Вячеславовичем, легли главы его автобиографической книги «Кино. Жизнь». После ареста отца они с матерью перебрались к родственникам в Цынгалинские Юрты Остяко-Вогульского тогда еще округа. Ему, совсем тогда еще мальчишке, случилось быть участником той самой агитбригады. «На лодке-ангарке с Катькиной кинопередвижкой и Лялиным аккордеоном мы должны были плыть вниз по Иртышу от селения к селению и крутить там «Свинарку».
Своими воспоминаниями о том, что и как смотрели в Сургуте в 50-ые годы, поделилась журналист Галина Кондрякова. О своей работе в районной дирекции киносети района, располагавшейся, кстати, когда-то в первом в Сургуте, открывшемся еще в 1956 году кинотеатре Октябрь, а потом в «Югорском кинопрокате» рассказала управляющий кинозалом «Галерея кино» Нина Тверитина. Замечательными строками Юрия Левитанского, посвященными кинематографу, а также стихами собственного сочинения и размышлениями о месте кино в нашей жизни завершил вечер поэт Сергей Ильиных.
На киновечере удалось затронуть лишь маленький фрагмент 120-летней жизни российского кино. В ней – военное лихолетье с кинохроникой, военными киносборниками, и художественными фильмами, снимающимися даже в самые горячие годы война. В ней - появление новых киностудий и кинокомпаний, история которых блистательна своими фильмами. В ней Оскары и Каннские львы, в ней – безусловные успехи, победы, и главное - имена режиссеров, сценаристов, актеров, прославивших советское, российское кино на весь мир.
А для того, чтобы привлечь внимание к лучшим образцам отечественного кино и его истории - для чего, собственно, был объявлен Год российского кино - городские библиотеки в течение всего года проведут целый ряд мероприятий. Среди них – уже стартовавшая викторина под названием «Кино-ART». Участникам предстоит продемонстрировать свои знания в тематических разделах «История российского кинематографа» и «История кинематографа в ХМАО-Югре». Помогут это сделать материалы выставки, подготовленной сотрудниками зала искусства Центральной библиотеки. С условиями участия в викторине можно ознакомиться на сайте Централизованной библиотечной системы. Церемония награждения победителей и участников викторины состоится 29 апреля в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина, в ставшую уже традиционной, Библионочь. Её главная тема – очень кинематографическая: «В главной роли – Сургут». В марте состоится кинолекторий «Экранизация слова: «деревенская» проза», в апреле - «Кинопамять: блокада Ленинграда». С кино будет связано и празднование Пушкинского дня, в центре которого окажутся экранизации пушкинских произведений и биографические фильмы о Поэте. Под эгидой Года российского кино пройдет и Всероссийская Неделя детской и юношеской книги.
Светлана Романова
Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.
Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.