История Сургутских библиотек

Из истории библиотек города Сургута

Первые Сургутские библиотеки. Прежде, чем писать о них, обратимся коротко к истории нашего края, чтобы высветить тот фон, на котором зародилась и развивалась культура Сургута.

О Сургуте прошлого рассказывают труды томских учёных С. Чугунова, Н. Ядринцева, знатока фауны И. Словцова, тобольского лесничего А.А. Дунина-Горкавича, орнитолога И.Я. Неклепаева, сургутского краеведа Ф.Я. Показаньева. Из них мы узнаём, что Сургут был основан в 1594 году, как форпост продвижения русских на Восток и на Север для завоевания и освоения новых территорий. Все учёные, исследователи, путешественники утверждали, что Сибирь в прошлом была богатейшим краем. Их удивляло богатство животного и растительного мира Сургутского уезда – обилие в нём зверя, птицы, рыбы, запасов леса, грибов, ягод, кедровых орехов. Но в этом богатом и красивом крае процветали темнота, нищета и невежество - всё инородческое население было сплошь неграмотным.

И вот Сургут с первых своих шагов стал не только военным, но и культурным форпостом. Как подметил ссыльнопоселенец, народник Семён Швецов в своём труде «Очерк сургутского края», культура и уклад жизни русских вступили во взаимодействие с культурой и бытом аборигенов. Русские переняли у народа ханты много полезного. Они приспособились к местным условиям жизни, усвоили такие промыслы и умения, как охота, рыболовство, выделка шкурок пушных зверей, обработка рыбы, дичи, уток, заготовка кедровых орехов. Но в то же время горстка казаков сохранила крупицы своей русской культуры, исконно русского крестьянского уклада жизни. Они довольно быстро приучили инородцев к употреблению хлеба. В 1850-е годы были известны опыты хлебопашества, в селе Юганском Сургутского уезда, увенчавшиеся успехом. Сургутяне постепенно разрабатывали землю, выращивали картофель, капусту, овощи, разводили скот. Приглашались мастера-строители из Тобольска, Тюмени и других городов губернии, которые строили красивые дома. Особенно выделялась своим внешним изяществом и богатством внутреннего убранства каменная церковь – Троицкий собор.

Вплоть до XX века ни театров, ни клубов в уезде не было. Приезжие труппы и артисты город Сургут почти не посещали. Но у молодежи в большом ходу были увеселения. В очерках С. Швецова об этом говориться: «Зимою в свободное время собираются вечерки, на которых поют песни и пляшут. Танцы часто подражают движениям различных зверей и птиц. На Рождественские праздники молодежь, как и в других городах, маскируется и толпами ходит из одного дома в другой, при этом разыгрываются маскированными целые сцены, из которых наибольшей популярностью пользуются «Царь Максимилиан» и «Ленивый барин», бог весть, когда и кем занесенные в Сургут». Были и другие праздники. Была шумная весёлая «Масленица» с обильными блинами и катанием на тройках. Был летний праздник Троица, когда девушки и юноши одевались красиво, собирались вместе, водили хороводы, качались на качелях, играли, Девушки плели венки из тонких берёзовых веточек и лесных цветов.

Ряд исторических источников свидетельствуют о том, что в Сургуте, в местной казачьей среде сохранилась элементарная грамотность. По ревизской переписи 1762 года из числа казачьей старшины в Сургуте не нашлось ни одного неграмотного. Сохранились многочисленные росписи и рядовых служилых. Грамотными были священнослужители, чиновники, мещане.

На первых порах дети обучались грамоте в собственных семьях, где в роли учителя выступали отец или старший брат. По мере строительства и развития церквей эти функции стали переходить к священнослужителям. Церкви с самого своего образования стали главными очагами культуры и образования на Севере, и первые книги, которые читали юные сургутяне, по которым учились грамоте, были религиозные издания, - «Катехизис», «Псалтырь», «Евангелие», «Новый завет», «Апостол», «Минея».

Со временем накапливались церковные библиотеки. В «Путевом журнале протоиерея П.Попова по обозрению церквей Сургутского и Березовского округов» (май 1882 года) мы находим не только описания церквей нашего края, но и скупые сведения об их книжных собраниях. Например: «Библиотека церковная в Сургуте [название не указано] довольно значительная по числу книг». И далее: «Находящаяся в Сургутском уезде Юганская Богоявленская церковь по опрятности, порядку и средствам ясно свидетельствует о хозяйственных качествах и грамотности местного священника, глубокого старца о. Иоанна Тверитина. Утварь, ризница, библиотека и архив за прежние и последние годы всё налицо, и в отличном состоянии». В Локосовской церкви насчитывалось 120 наименований книг. В Троицком соборе г. Сургута кроме богослужебных книг содержались назидательные, нравоучительные и прочие сочинения в количестве 1077 книг 250 наименований. Однако в большинстве церквей уезда содержались в основном богослужебные книги. Этого было недостаточно для развития грамотности, тем более просвещения. Надо было открывать школы.

На основании статьи доктора исторических наук Валерия Цысь «Первая Сургутская школа» (журнал «Югра», 2009 год, № 1) мы можем представить читателям интересную информацию о первых сургтских школах и школьных библиотеках.

В 1779 году в Сургуте была организована школа при Духовном правлении. В 1835 году - казачья школа, в которой обучалось 71 детей. Дом для школы пожертвовал отставной хорунжий Андрей Ефимович Туполев. Дети казаков с 8 лет должны были проходить обучение в обязательном порядке. Перед началом обучения сотённые командиры собирали мальчиков, достигших означеного возраста вместе с их родителями к себе в канцелярию и, переписав всех детей поимённо, отправляли при особой препроводительной бумаге в школу. В первое время обязанности учителя исполнял священник Андрей Яковлевич Кайдалов. С 1838 года за священнослужителями было оставлено преподавание только Закона Божия, прочие предметы вели гражданские лица.

В 1877 году в Сургуте на базе действующей казачьей школы открылось первое мужское начальное училище, в котором обучалось 90 мальчиков, а в 1886 году стала действовать церковно-приходская школа для девочек. В ней было 52 ученицы. При школах и училище содержались учебники и небольшие собрания книг - это были первые школьные библиотеки в Сургуте. По данным статистики середины 1840-х годов в казачьей школе имелось 42 исторических и нравоучительных сочинения и 11 учебных пособий, а к 1861 году уже насчитывалось 116 книг 97 названий. Часть книг затем перешла в Сургутское мужское начальное училище. О литературе, использовавшейся учащимися казачьей школы, можно составить определённое представление по сохранившемуся «Каталогу книг фундаментальной и ученической библиотек Сургутского мужского приходского училища от 8 сентября 1897 года. В нём упоминается 20 экз. «Евангелия», 3 экз. «Псалтырей», 11 экз. «Апостольских посланий», «Священная история для народных школ». Среди прочих - басни И.А.Крылова, сочинение Н.А.Абрамова «Догадки о названии некоторых мест Тобольской губернии» (топонимика), «Путешествие русских людей в чужие земли» этнографа и археографа И.П. Сахарова, «Обозрение земного глобуса с кратким обозрением России» профессора А.Г. Ободовского. В школьных библиотеках литература выдавалась исключительно учащимся. В Сургуте сложилось такое положение, что книгами в какой-то мере были обеспечены священнослужители и учащиеся. Взрослому населению читать было нечего, поэтому всё более и боле ощущалась необходимость открытия общественной библиотеки.

О том, что люди нуждались в библиотеке и книге, свидетельствует письмо гражданина г. Сургута (фамилия не указана) напечатанное в губернской газете «Сибирский листок» 10 февраля 1890 года: «Света истинного просвещения нашему краю! Света настоящей развивающий ум грамотности! Света хороших книг! Этот свет при распространении грамотности легко и скоро мог бы засветить и, может быть, что-нибудь и осветил бы, хотя бы в душах молодых подрастающих поколений при посредстве, например бы, такой безобидной вещи, как народная библиотека. Библиотека ввиду большого количества грамотных, с одной стороны, и их низкого культурного развития с другой стороны, является, для нас чуть ли не предметом первой важности…»

Л.Ю. Кондакова

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий

Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.

Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.


Наш адрес: 628408, Тюменская обл., ХМАО-Югра, Сургут, ул. Республики, 78/1

8 (3462) 28-61-97, 28-56-93, 28-62-49

Режим работы | Схема проезда

Карта сайта


Если Вы заметили ошибку, выделите ее и нажмите на клавиатуре Ctrl + Enter, также можно Сообщить о проблемах в работе сайта.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать Вас и получать информацию о Вашем пользовательском опыте. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, вы должны покинуть сайт. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на использование файлов cookie, обработку и хранение Ваших персональных данных.