Из истории библиотек города Сургута
Первые Сургутские библиотеки. Прежде, чем писать о них, обратимся коротко к истории нашего края, чтобы высветить тот фон, на котором зародилась и развивалась культура Сургута.
О Сургуте прошлого рассказывают труды томских учёных С. Чугунова, Н. Ядринцева, знатока фауны И. Словцова, тобольского лесничего А.А. Дунина-Горкавича, орнитолога И.Я. Неклепаева, сургутского краеведа Ф.Я. Показаньева. Из них мы узнаём, что Сургут был основан в 1594 году, как форпост продвижения русских на Восток и на Север для завоевания и освоения новых территорий. Все учёные, исследователи, путешественники утверждали, что Сибирь в прошлом была богатейшим краем. Их удивляло богатство животного и растительного мира Сургутского уезда – обилие в нём зверя, птицы, рыбы, запасов леса, грибов, ягод, кедровых орехов. Но в этом богатом и красивом крае процветали темнота, нищета и невежество - всё инородческое население было сплошь неграмотным.
И вот Сургут с первых своих шагов стал не только военным, но и культурным форпостом. Как подметил ссыльнопоселенец, народник Семён Швецов в своём труде «Очерк сургутского края», культура и уклад жизни русских вступили во взаимодействие с культурой и бытом аборигенов. Русские переняли у народа ханты много полезного. Они приспособились к местным условиям жизни, усвоили такие промыслы и умения, как охота, рыболовство, выделка шкурок пушных зверей, обработка рыбы, дичи, уток, заготовка кедровых орехов. Но в то же время горстка казаков сохранила крупицы своей русской культуры, исконно русского крестьянского уклада жизни. Они довольно быстро приучили инородцев к употреблению хлеба. В 1850-е годы были известны опыты хлебопашества, в селе Юганском Сургутского уезда, увенчавшиеся успехом. Сургутяне постепенно разрабатывали землю, выращивали картофель, капусту, овощи, разводили скот. Приглашались мастера-строители из Тобольска, Тюмени и других городов губернии, которые строили красивые дома. Особенно выделялась своим внешним изяществом и богатством внутреннего убранства каменная церковь – Троицкий собор.
Вплоть до XX века ни театров, ни клубов в уезде не было. Приезжие труппы и артисты город Сургут почти не посещали. Но у молодежи в большом ходу были увеселения. В очерках С. Швецова об этом говориться: «Зимою в свободное время собираются вечерки, на которых поют песни и пляшут. Танцы часто подражают движениям различных зверей и птиц. На Рождественские праздники молодежь, как и в других городах, маскируется и толпами ходит из одного дома в другой, при этом разыгрываются маскированными целые сцены, из которых наибольшей популярностью пользуются «Царь Максимилиан» и «Ленивый барин», бог весть, когда и кем занесенные в Сургут». Были и другие праздники. Была шумная весёлая «Масленица» с обильными блинами и катанием на тройках. Был летний праздник Троица, когда девушки и юноши одевались красиво, собирались вместе, водили хороводы, качались на качелях, играли, Девушки плели венки из тонких берёзовых веточек и лесных цветов.
Ряд исторических источников свидетельствуют о том, что в Сургуте, в местной казачьей среде сохранилась элементарная грамотность. По ревизской переписи 1762 года из числа казачьей старшины в Сургуте не нашлось ни одного неграмотного. Сохранились многочисленные росписи и рядовых служилых. Грамотными были священнослужители, чиновники, мещане.
На первых порах дети обучались грамоте в собственных семьях, где в роли учителя выступали отец или старший брат. По мере строительства и развития церквей эти функции стали переходить к священнослужителям. Церкви с самого своего образования стали главными очагами культуры и образования на Севере, и первые книги, которые читали юные сургутяне, по которым учились грамоте, были религиозные издания, - «Катехизис», «Псалтырь», «Евангелие», «Новый завет», «Апостол», «Минея».
Со временем накапливались церковные библиотеки. В «Путевом журнале протоиерея П.Попова по обозрению церквей Сургутского и Березовского округов» (май 1882 года) мы находим не только описания церквей нашего края, но и скупые сведения об их книжных собраниях. Например: «Библиотека церковная в Сургуте [название не указано] довольно значительная по числу книг». И далее: «Находящаяся в Сургутском уезде Юганская Богоявленская церковь по опрятности, порядку и средствам ясно свидетельствует о хозяйственных качествах и грамотности местного священника, глубокого старца о. Иоанна Тверитина. Утварь, ризница, библиотека и архив за прежние и последние годы всё налицо, и в отличном состоянии». В Локосовской церкви насчитывалось 120 наименований книг. В Троицком соборе г. Сургута кроме богослужебных книг содержались назидательные, нравоучительные и прочие сочинения в количестве 1077 книг 250 наименований. Однако в большинстве церквей уезда содержались в основном богослужебные книги. Этого было недостаточно для развития грамотности, тем более просвещения. Надо было открывать школы.
На основании статьи доктора исторических наук Валерия Цысь «Первая Сургутская школа» (журнал «Югра», 2009 год, № 1) мы можем представить читателям интересную информацию о первых сургтских школах и школьных библиотеках.
В 1779 году в Сургуте была организована школа при Духовном правлении. В 1835 году - казачья школа, в которой обучалось 71 детей. Дом для школы пожертвовал отставной хорунжий Андрей Ефимович Туполев. Дети казаков с 8 лет должны были проходить обучение в обязательном порядке. Перед началом обучения сотённые командиры собирали мальчиков, достигших означеного возраста вместе с их родителями к себе в канцелярию и, переписав всех детей поимённо, отправляли при особой препроводительной бумаге в школу. В первое время обязанности учителя исполнял священник Андрей Яковлевич Кайдалов. С 1838 года за священнослужителями было оставлено преподавание только Закона Божия, прочие предметы вели гражданские лица.
В 1877 году в Сургуте на базе действующей казачьей школы открылось первое мужское начальное училище, в котором обучалось 90 мальчиков, а в 1886 году стала действовать церковно-приходская школа для девочек. В ней было 52 ученицы. При школах и училище содержались учебники и небольшие собрания книг - это были первые школьные библиотеки в Сургуте. По данным статистики середины 1840-х годов в казачьей школе имелось 42 исторических и нравоучительных сочинения и 11 учебных пособий, а к 1861 году уже насчитывалось 116 книг 97 названий. Часть книг затем перешла в Сургутское мужское начальное училище. О литературе, использовавшейся учащимися казачьей школы, можно составить определённое представление по сохранившемуся «Каталогу книг фундаментальной и ученической библиотек Сургутского мужского приходского училища от 8 сентября 1897 года. В нём упоминается 20 экз. «Евангелия», 3 экз. «Псалтырей», 11 экз. «Апостольских посланий», «Священная история для народных школ». Среди прочих - басни И.А.Крылова, сочинение Н.А.Абрамова «Догадки о названии некоторых мест Тобольской губернии» (топонимика), «Путешествие русских людей в чужие земли» этнографа и археографа И.П. Сахарова, «Обозрение земного глобуса с кратким обозрением России» профессора А.Г. Ободовского. В школьных библиотеках литература выдавалась исключительно учащимся. В Сургуте сложилось такое положение, что книгами в какой-то мере были обеспечены священнослужители и учащиеся. Взрослому населению читать было нечего, поэтому всё более и боле ощущалась необходимость открытия общественной библиотеки.
О том, что люди нуждались в библиотеке и книге, свидетельствует письмо гражданина г. Сургута (фамилия не указана) напечатанное в губернской газете «Сибирский листок» 10 февраля 1890 года: «Света истинного просвещения нашему краю! Света настоящей развивающий ум грамотности! Света хороших книг! Этот свет при распространении грамотности легко и скоро мог бы засветить и, может быть, что-нибудь и осветил бы, хотя бы в душах молодых подрастающих поколений при посредстве, например бы, такой безобидной вещи, как народная библиотека. Библиотека ввиду большого количества грамотных, с одной стороны, и их низкого культурного развития с другой стороны, является, для нас чуть ли не предметом первой важности…»
Л.Ю. Кондакова
Первая общественная библиотека г. Сургута
Уездный исправник Г.А. Пирожников.
Возникновение первой сургутской общественной библиотеки мы связываем с именем Григория Александровича Пирожникова. Сургутский уездный исправник (1903-1917 гг.) - он был высшим представителем государственной власти в уезде от Министерства внутренних дел. Кроме того, исполнял функции крестьянского начальника, заведовал шестью волостями: одной русской и пятью инородческими. Это была личность незаурядная – государственный и общественный деятель, либеральный чиновник, человек очень светлый обаятельный, сочетающий большой ум и практические способности, Очень деловой и энергичный по натуре, он способствовавший всестороннему развитию Сургута и уезда промыслов, торговли, транспорта, связи, здравоохранения, образования, культуры (по мере сил и возможностей).
Пирожников давал оперативную информацию в губернский статистический комитет о промысловой обстановке, о добыче рыбы и пушного зверя, о ценах на местные и привозные товары. Настаивал на ускорении открытия в Сургуте казначейства или конторы мелкого кредита, что было вызвано необходимостью постепенного освобождения инородцев от произвола местных торговцев путём возникновения конкуренции, притока нового капитала и привлечения заготовителей из других мест.
Г.А. Пирожников проявлял постоянную заботу и большую настойчивость в развитии телефонно-телеграфной связи в уезде. Благодаря чему в 1913 году был проведён телеграф от Самарово до Сургута на протяжении 250 вёрст».
Велика была заслуга Пирожникова в организации продовольственного дела. Он организовал в уезде девять государственных хлебозапасных магазинов для инородцев максимально приближенных к местам их проживания. Закупал для них такое большое количество муки и продовольствия, что их хватало до следующей навигации и были даже излишки, которые продавались русскому населению.
Получив только начальное образование, Григорий Александрович всю жизнь совершенствовал его: много читал, изучал свой край, наблюдал, встречался с интересными людьми, учёными, исследователями. Состоял в переписке с научными и учебными учреждениями Тобольска, Омска, Томска, Архангельска. Может быть, поэтому он обращал большое внимание на развитие, просвещения и культуры в городе и уезде.
Понимая, что городу необходима общественная библиотека, он неоднократно поднимал и обсуждал этот вопрос на заседаниях Городского правления и отправлял рапорты в Тобольский губернский статистический комитет. Так, в рапорте от 12 июля 1904 года Г.А. Пирожников докладывал, что в Сургуте существуют две церковно-приходские школы. При обеих имеются библиотеки. Более же в городе не имеется ни личных, ни общественных библиотек. «С введением ныне казённой монополии, [препятствующей спаиванию аборигенов мелкими торговцами], учреждается Попечительство о народной трезвости, которое намерено открыть чайную с читальней. Надо сказать, что Комитеты попечительства о народной трезвости (полугосударственное, полуобщественные учреждения) развернули своё влияние в России в последнее десятилетие XIX века. Основной целью их деятельности являлось организация культурного досуга населения, чтобы отвлекать людей от вредных привычек. Главную роль в этом они отводили книге, организации библиотек.
И вот благодаря хлопотам Г.А.Пирожникова, в январе 1905 года при уездном Комитете попечительства о народной трезвости была открыта чайная, а при ней библиотека-читальня - первая общественная библиотека города Сургута. Книжный фонд её был немногочисленным, содержал исторические и религиозные книги, произведения русских классиков, русские народные сказки и брошюры общества борьбы с алкоголизмом психиатрической клиники Московского университета. Основой библиотеки, скорее всего, послужила коллекция книг самого Г.А Пирожникова. Среди них были первые тома Полного собрания художественных произведений Н.В. Гоголя и Полного собрания сочинений М.Ю. Лермонтова, вышедшие в 1904 году в издательстве И.Д. Сытина, самого крупного русского книгоиздателя второй половины XIX-начала XX веков. Это были хорошие добротные книги для простого народа, которые стоили дёшево. Нашлись отдельные номера журналов «Мир женщины» и «Для хозяек» за 1913 -1916 годы. Это были, по сути, журналы универсального характера, включали темы исторические, литературно-общественные, педагогические и другие. Например, журнал «Мир женщины включал статьи о выдающихся женщинах истории, беседы о нравственности, семейные молитвы, медицинские советы, кулинарные рецепты, меню постных дней, образцы рукоделия, и модный отдел (фотографии женской одежды с приложением выкроек лучших московских Домов моды). По ним наши бабушки и прабабушки шили себе красивые платья. Кроме того, Сургутяне читали журналы «Нива», «Русская мысль», «Вестник Европы».
В библиотеке-читальне кроме чаепития за небольшую плату практиковалось проведение лекций, публичных чтений, бесед о вреде пьянства и курения. Для чтений выбирались рассказы и повести русских писателей: «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина; «Вий» Н.В.Гоголя; «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого; «Му-му» И.С.Тургенева; «Мороз -красный нос» А.Н.Некрасова; «Волшебные сказки»; религиозные книги. Чтения сопровождались показом световых картин с помощью «волшебного» фонаря, игрой на балалайке, граммофоне, гармонике и скрипке. «Волшебный фонарь» представлял собой проекционный аппарат – прототип диапроекторов и эпидиаскопов. Устраивались детские вечера, спектакли, маскарады. Лекторами выступали учителя, священники, чиновники. В Сургуте это были учителя М.В. Тетюцкая и Суконкин, священники Тверитин и Селихов, пристав Шестаков. К посещению читальни привлеклось не только русские, но и инородцы (через переводчиков), дабы отвлекать население от употребления спиртных напитков.
Вечерами, когда Сургут погружался в темноту, у Пирожниковых начинались семейные чтения. Дети декламировали родителям стихи И.С. Никитина «Утро» (Звёзды меркнут и гаснут, в огне облака), «Гонимы вешними лучами» А.С. Пушкина, «То было раннею весной» А. Толстого, «Весенние воды» Тютчева. Родители читали детям вслух еженедельный журнал для старшего возраста «Задушевное слово», и духовно-народный журнал «Кормчий», в которых печатались сведения о религиозных праздниках, отрывки из священной истории, статьи о добродетели. Любимым был литературно-научный журнал «Всемирная новь», где печатались художественные рассказы, и научно-популярные статьи из жизни животных и растений. Затем эти журналы и чтения переносились в библиотеку, распространялись среди других семей. То есть, в Сургуте в начале XX века были и библиотеки, и определённые традиции чтения.
Несмотря, на материальные сложности, отсутствие специалистов, библиотека-читальня была «живым», деятельным органом. Являясь председателем Комитета попечительства о народной трезвости, Г.А. Пирожников курировал её работу. Он занимался пополнением читальни книгами, которые покупал за казённый счёт и денежные пожертвования населения. Книги, журналы, газеты приносили в дар представители интеллигенции. Он привлекал к участию в работе библиотеки-читальни грамотное население, молодёжь. Поощрял небольшой платой самых активных лекторов.
Как человек добросовестный Г.А. Пирожников вёл и учёт работы читальни. По этому поводу свидетельствуют уникальные документы из архива Пирожникова. Первый из них – черновик [цифрового] отчёта о посещении чайной и читальни за 8 лет - с 1905 по 1912 годы. В нём говориться, что чтения, проводимые в библиотеке при чайной-столовой, посетило 14,5 тыс. человек, в том числе инородцев 4366 человек. Второй документ - «Список чтений и развлечений в чайной попечительства о народной трезвости» за 1912 год даёт представление о содержании работы библиотеки. В нём подробно указывается, темы чтений и развлечений, проводимых в читальне, фамилии лекторов, время проведения, для какой аудитории, число присутствующих, какие книги использовались для чтения. Например: «4 января 1912 год проведён «Детский вечер» с 1- 6 часов вечера, бесплатно. Спектакль «Без старших»: комедия Еремеева в 2-х действиях - исполняли учащиеся городского приходского училища. Игры, фейерверки, пение. Угощение от комитета – чай, печение, конфеты». Документ третий - «Ведомость о числе народных чтений в 1912 году по Сургутскому уезду» свидетельствует о том, что чтения проводились не только в Сургуте, но и в чайных русских сёл – Лумпокольском, Локосовском, Вартовске.
Сохранили сведения о работе сургутской библиотеке и материалы губернских газет. Например: «Учительница городского приходского мужского училища Надежда Григорьевна Тутолмина, двадцати трёх лет, прибывшая в Сургут 8 августа 1909 года, за короткий, менее чем полгода, срок уже пользовалась всеобщей любовью и уважением. С открытием осенью в чайной попечительства о народной трезвости чтений для народа, она принимала в них активное участие в качестве лектора. Без неё не обходился также ни один спектакль, где Н.Г. играла всегда серьёзные роли, доставляя публике ровной и выдержанной игрой эстетическое наслаждение». («Сибирский листок» [Тобольск]. – 1910 . - № 27. – 4 марта).
О том, какой была первая сургутская библиотека, свидетельствует ассистент Томского университета С.М. Чугунов в своей работе «Природа и люди Сургутского края (по наблюдениям 1913 года): «Чайная» представляет позднейшее учреждение (в сравнении с посещением Сургута в 1890 году) и помещается в здании бывшей здесь воинской команды. Помещение её состоит из маленькой столовой, небольшой светлой читальни, в которой находится скромная общественная библиотечка, порядочной величины зрительного зала с эстрадой, на которой ставятся любительские спектакли. Здесь же, на эстраде, стоит граммофон на случай бывающих здесь танцевальных вечеров. Далее - из комнатки для заведующей этой чайной, кухня, в которой печётся хлеб, продаваемый в пользу этого просветительного учреждения. Во дворе находится изба для приезжающих инородцев. Это был настоящий культурный центр даже по современным меркам.
Г.А. Пирожников оставил по себе благодарную память. Он приложил все свои силы для «оживления края, подъёма торгово-промышленной жизни и приобщения его к культурно-экономическому росту России». Он стал и настоящим просветителем, положив начало библиотечному делу города Сургута.
Л.Ю. Кондакова
Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.
Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.