Просмотры: 104

Обзор

Веркин, Э. Н. Остров Сахалин [Текст] : роман / Эдуард Веркин. – Москва : Э : Эксмо, 2018. - 477, [1] с.

Местонахождение книги: зал художественной литературы ЦГБ, зал коллекций ЦГБ, библиотеки 2, 3, 15, 16, 21, 23.

Возрастные ограничения: 18+

Аннотация: «Остров Сахалин» - это и парафраз Чехова, которого Эдуард Веркин трепетно чтит, и великолепный постапокалипсис, и отличный приключенческий роман, от которого невозможно оторваться, и нежная история любви, и грустная повесть об утраченной надежде. Книга не оставит равнодушными ни знатоков классической литературы, ни любителей Станислава Лема и братьев Стругацких. В ней есть приключения, экшн, непредсказуемые повороты сюжета, но есть и сложные футурологические конструкции, и философские рассуждения, и, разумеется, грустная, как и все настоящее, история подлинной любви.

Эдуард Николаевич Веркин – довольно известный автор, из-под клавиатуры которого выходили и выходят детские и подростковые книжки. Уровень качества у них разный, однако, публике они более чем понравились. И вот, в уже барахтающемся на обочине истории 2018 году он выпускает свою «первую книгу для взрослых». О ней и поговорим.

Название труда Эдуард Николаевич позаимствовал у Антона Павловича Чехова, чье творчество, насколько мне известно, он чтит и уважает. «Остров Сахалин» - в некотором роде оммаж Антону Павловичу. Однако, формат «путевых заметок» здесь исключительно фон. Веркин надел на него вновь ставший актуальным костюм постпапокалипсиса.

Мир «Острова…» был уничтожен в огне и пепле ядерной войны, начатой Северной Кореей. Осталась лишь Япония да нейтральная зона Сахалин, к которой слово «баланс» никак не подвязать. Население острова живет в тесноте, антисанитарии, буквально на пороховой бочке. Любое мало-мальски неприятное событие подорвет все и обнажит крайне неприятные стороны крайне неприятного населения. А оно тут разношерстное – китайцы, японские каторжники, ссыльные, афроамериканцы (которых автор частенько кличет гораздо более ярким и экспрессивным словцом) и многие другие. Есть и корейцы. Они, мягко говоря, не пользуются любовью и человеческим отношением. Корея начала войну и ее сыны и дочери расплачиваются за итоги.

И как раз в этот мрачный, довольно годно прописанный мир (о нем чуть ниже) приезжает главная героиня со звучным именем Сирень – юная девушка из знатной семьи. Цель визита – набрать данных с целью изучения и прогнозирования. Сирень – специалист по прикладной футурологии. На месте к ней приставляют «экскурсовода и охранника» по имени Артем. И путешествие стартует.

Стоит сразу отметить, пока стоим на берегу: роман крайне средний. Сложно сказать, «кто виноват и что делать»: редактор ли, который прочесывал итоговую рукопись, или автор, который щедро развесил ляпов и «чеховских ружей», ни разу не выстреливших. Однако быстро обвыкаешься и перестаешь цепляться к подобным вещам.

«Первая взрослая книга» Веркина на старте дает приноровиться, погрузиться в умело созданный мир. Правда, спустя несколько десятков страниц, ощущение пресловутой «взрослости» испаряется. Остается подростковая приключенческая бродилка, которая дает читателю и драму, и перестрелки, и нагнетание с превозмоганием. Все, как мы любим.

Положительно можно отметить хорошее сочетание действительно неприятного (в хорошем смысле) чтива с «боевкой», бережно взятой из проходных боевиков. Веркин действительно кропотливо поработал над миром. До идеала, конечно, далеко. В смысле, до Лема и Стругацких. Но, если отбросить сравнения, произведение только выиграет. Вообще, в этом, на мой взгляд, основная фишка произведения: если его не сравнивать вообще ни с чем, получается средний, но крепкий атмосферный роман. Если же брать весы и сравнивать с текстами других авторов – получается довольно блеклый образчик книги-путешествия. У которой, тем не менее, есть жирный плюс – атмосфера.

Она – едва ли не самый лучший персонаж, за которым действительно интересно наблюдать. Умерший мир, охваченный эпидемией «мобильного бешенства» (классические зомби, все дела). Остров утраченной надежды, который балансирует на грани между хаосом и хлипким порядком. Жесткие, но привычные для обитателей Сахалина, развлечения. Тюрьмы и беглые каторжники. Повторюсь, Веркин действительно смог описать окружение, в котором ни разу не хочется остаться. Чего только стоит отношение к погибшим. «Мертвецы – ценное сырье», как пишет автор. Справедливо. И небольшая затравка, напрямую подвязанная к вышенаписанному – «пороховая бочка» взрывается и начинается самое любопытное. Поэтому смело ставлю 7/10 персонажу по имени «Атмосфера».

В общем и целом, «Остров Сахалин» - довольно странное произведение. Сложно назвать его взрослым. Невозможно назвать его безумно хорошим (плоские персонажи, симптомы «Мэри Сью» и т.д.). Однако при всех недостатках оно умудряется вполне заслуженно выйти в небольшой плюс. Неистово рекомендовать с пеной на губах точно не могу. Но посмотреть на такой Сахалин можно. Только на него.

Солопьев Максим
главный библиотекарь
справочно-информационного отдела
ЦГБ им. А.С. Пушкинна

Дата размещения:

Добавить комментарий

Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.

Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.


Защитный код
Обновить